Что такое электробайк? Его плюсы, минусы, достоинства и недостатки… нужен ли он, и если да – то зачем? Попробуем разобраться!

Идея оснастить велосипед двигателем будоражит умы огромного количества людей. Среди них инженеры, мастера-самоучки, любители и спортсмены, профессиональные инженеры, занятые в профильных разработках и представители гуманитарных наук. Всем им хочется одного – иметь велосипед с моторчиком. Зачем, спросите вы, есть же мотоцикл? Всё дело в том, что велосипед с двигателем должен сочетать в себе практически несочетаемые вещи – иметь возможность двигаться самостоятельно, без применения мускульной силы, но при необходимости, иметь возможность быстро или, по ситуации, эффективно позволять ездить используя только педальный привод. История знает тысячи случаев успешной (или не очень) реализации такой идеи. Долгое время, как единственный вариант, предоставляющий относительно небольшие габариты, достойную автономность и КПД, не обладая при этом существенным весом, был двигатель внутреннего сгорания. Многие помнят (если нет – поможет гугл) знаменитую “Газулю”, мопед Рига, заветную мечту советского подростка. Кстати, слово “мопед” изначально означало именно “мотовелосипед” – велосипед, на который был установлен двигатель, без потери возможности использования педального привода. Пускай те времена давно обратились в прошлое и настоящий мопед можно встретить только в антикварных гаражах-джанкярдах, на китайских торговых площадках можно без труда приобрести двигатель небольшого объёма и установить его на свой велосипед: само собой, на свой страх и риск.

Но вернёмся к электричеству: первые патенты электровелосипедов датируются концом 19 века. Несколько американских изобретателей обратились в патентное бюро, представив оригинальные конструкции. Но потребовалось около 100 лет, прежде чем рынок увидел первую коммерчески-реализованную модель электровелосипеда. Появились компактные и мощные аккумуляторы, электроника перешла на интегральные микросхемы. Пионерами в деле производства электровелосипедов стали японские компании Yamaha и Panasonic. В девяностых годах прошлого века были анонсированы применимые для электровелосипедов системы управления двигателем на основе датчика крутящего момента, что сделало возможным появления системы поддержки при педалировании. В этот период электровелосипеды начали набирать популярность за пределами Японии, в первую очередь, в Америке. В двухтысячных годах доля электробайков на улицах японских городов составляла уже внушительные 10-20%, а американское транспортное законодательство уже вовсю принимала постановления, выделяющие “Pedelec” в особый вид транспорта, находящийся между велосипедом и мотоциклом.

MERIDA PC-500 (~2005 год)

Основной особенностью нового вида двухколёсного транспорта стала система поддержки педалирования с помощью электродвигателя. Датчик крутящего момента определяет силу, с которой происходит нажатие на педаль, и исходя из настроек блока управления, включает или отключает электродвигатель, установив необходимые обороты. Логика работы привода учитывает и другие параметры, такие как частота вращения педалей и скорость движения, определяемая датчиком оборотов заднего колеса. Ключевое отличие электровелосипедов с поддержкой педалирования (assist’ом) от электропомедов или электромотоциклов, для езды на электровелосипеде необходимо крутить педали.

С этого и начнём. Под электровелосипедом мы будем понимать именно Pedelec, оборудованный системой поддержки при педалировании. Модели с прямым приводом, где для того, чтобы поехать, необходимо просто “дать газ” рукояткой на руле, мы рассматривать не будем.

Итак, для того, чтобы ехать, необходимо вращать педали. “Зачем всё усложнять”, спросят адепты классических велосипедов и будут правы. Действительно, первыми мыслями у человека, садящегося в седло электробайка и ожидающего от него возможностей мотоцикла, будут мысли, связанные с удивлением. Педали надо крутить и делать это практически так же, как на обычном велосипеде. Но по мере движения по выбранному маршруту впечатления будут меняться – подключающаяся система поддержки в определённый момент начинает заметно помогать это делать, стоит надавить на педаль чуть посильнее и электробайк моментально отзовётся на это заметным ускорением. Так же и при езде в гору – тяжёлое силовое педалирование, необходимое для преодоления подъёма, получает ответ от электроники, компенсирующей рост усилия на педалях добавлением тяги двигателя. Изменения рельефа практически перестают играть роль – вы всё также крутите педали. Давите на педали с силой, чтобы разогнаться – опять на помощь приходит мотор, вплоть до того момента, пока сила нажатия на педаль не понизится до уровня, определённого настройками как минимальный. Или пока скорость не достигнет предела.

Предел скорости: практически все существующие электровелосипеды, выпускающиеся коммерчески, имеют ограниченную скорость применения электропривода. Для европейских моделей это 25 километров в час – на этой скорости двигатель перестанет работать и для дальнейшего её увеличения, вам необходимо будет полагаться только на свои силы. Но тут всё не так просто. Дело в том, что электропривод неизбежно имеет так называемый Drag, внутреннее сопротивление механических компонентов, где-то в небольшой степени, а где-то и заметно снижающий КПД педалирования в режимах, в которых электродвигатель не работает. Это делает электровелосипед немного тяжелее в езде по сравнению с обычным.

Электроника обычно представлена блоком управления, позволяющим изменять режимы мощности электродвигателя и помогая подобрать оптимальный режим для конкретных условий, от обеспечивающих практически идентичные обычному велосипеду ощущения, до режимов максимальной мощности, наделяющих владельца практически безграничными возможностями в покорениях подъёмов.

Первые электровелосипеды MERIDA выпустила в сегменте ситибайков и велосипедов для трекинга, но настоящим хитом стал первый “горный” электробайк – MERIDA eONE-SIXTY. Достаточно взглянуть на его современников, чтобы понять – в 2016 году у него просто не было конкурентов. Десятки наград, премий и обзоров: по их количеству, электробайк до сих пор занимает первое место в линейке MERIDA за всю историю марки. Даже спустя пять лет, eONE-SIXTY 900E не выглядит устаревшим или потерявшим актуальность.

MERIDA eONE-SIXTY 900E

Платформа, на которой создавался eONE-SIXTY 2016, просуществовала в линейке до начала 2020 года. Обновлённый eONE-SIXTY изменился кардинально. В первую очередь, батарея “переехала” внутрь рамы: этому способствовал выпуск новых интегрированных решений Shimano. Велосипед получил схему “mullet” – колёса разного диаметра: переднее колесо “выросло” до 29 дюймов, что заметно добавила байку возможностей на спуске, связанных с геометрической проходимостью. Рама была полностью обновлена – передний треугольник изготовили из карбона. Чуть позже, появилась и алюминиевая версия электробайка.

MERIDA eONE-SIXTY 10k 2020

На основе eONE-SIXTY, MERIDA разработала модель для тех, для кого езда вниз не стоит на первом месте. eONE-FORTY – электробайк для тех, кто не стремится покорять сложные спуски, но при этом хочет ездить далеко и покорять в седле долгие подъёмы. Изменённый ход и геометрия рамы дают больше возможностей именно при езде вверх, стихия eONE-FORTY – приключения и протяжённые горные трейлы с большим перепадом высот.

MERIDA eONE-FORTY 9000 2020

2021 год принёс ещё одну прекрасную новость в линейку электробайков MERIDA: обновление электропривода с новой моделью двигателя Shimano EP8. Новый мотор стал легче, компактнее, мощнее. Система управления мощностью и режимами была оптимизирована, чтобы обеспечивать более правильное распределение мощности в режимах поддержики и большую экономию заряда батареи. Изменения коснулись и самой батареи – её ёмкость стала больше на 20% при сохранении практически тех-же габаритов.

Итак, что же готов дать владельцу электробайк, и чего он точно не сможет?

Многие задаются вопросом: “зачем покупать электробайк, ведь мне вполне хватает и обычного, без двигателя”. Всё просто, купив электробайк вы сможете:

– ездить дальше.

– ездить быстрее.

– подниматься в гору, затрачивая на это гораздо меньше сил.

– на порядок расширить горизонты своего катания по всем направлениям.

Хотя будем честными, у вас скорее всего не получится:

– выиграть гонку кросскантри, не используя электропривод.

– заниматься экстремальными дисциплинами маунтинбайка, такими как стрит и дертджампинг.

– ездить не крутя педали, как на мотоцикле или мопеде.

Мифы и реальность

С момента своего появления, электробайки сразу же обросли огромным количеством разообразных мифов, многие из которых выглядят правдоподобно, имея в своей основе рациональное зерно, некоторые же не более чем страшилки.

Электробайки очень тяжёлые.

Электровелосипеды заметно тяжелее своих аналогов без мотора, если сравнивать цифры на весах. Разница почувствуется, если нести велосипед на себе долгое время. Но при этом, “на ходу” она практически не ощущается, если сравнивать велосипеды аналогичного класса. Так, например, разница в весе между MERIDA ONE-SIXTY и eONE-SIXTY в топовых комплектациях составляет порядка 8 килограммов. Казалось бы, разница большая, но приблизительно столько весит рюкзак, собранный для долгого дня на горных трейлах и будем честными, он нисколько не мешает получать удовольствие от езды.

При выключенном моторе ехать очень трудно

Да, на всех моделях электробайков есть сопротивление вращению педалей. Инженеры успешно борются с этим явлением, так, например новое поколение двигателей Shimano EP8 обладает значительно меньшим сопротивлением по сравнению со своими предшественниками. Тем не менее, без поддержки двигателя лучше не оставаться, поэтому стоит уделить время планированию маршрута и подбирать уровни поддержки так, чтобы не оказаться с пустой батареей перед тяжёлым подъёмом.

Батарея быстро садится

Если постоянно использовать электропривод на максимальной мощности, заряд может кончится достаточно быстро. Но большинство владельцев электровелосипедов быстро заканчивают эксперименты с “максималками” – для нормальной эксплуатации возможности, которые обеспечивает электробайк на предельной мощности двигателя, просто избыточны. Они пригодятся для моментального штурма самых крутых подъёмов, но при обычном катании хватает средних или даже минимальных настроек.

Электробайки это для стариков и лентяев.

Действительность: “старики и лентяи” в седле электробайков проводят на маршрутах целый день, заезжая на самые высокие перевалы и преодолевая на порядок большие расстояния в седле. Не каждый, кто берёт в руки маунтинбайк, ставит для себя спортивные задачи: есть те, кому ближе приключения, впечатления от новых мест и маршрутов, возможность увидеть больше и быстрее. В последние годы, многие известные спортсмены, для которых не представляют особой проблемы даже самые сложные и удалённые маршруты, включили в свой “гараж” и электробайки, чтобы ещё больше расширить свои возможности и географию катания.

Электробайк крутит педали за тебя.

Для катания на велосипеде с поддержкой педалирования, необходима не меньшая физическая подготовка, если хочется добиться хорошего результата. Важна и техника управления велосипедом: если вы можете заехать в крутой подъём и съехать отличную “съезжалку”, то вы сможете сделать это на любом велосипеде. Просто на электробайке вы сможете сделать это два, три, десять раз подряд, не уставая.

Электровелосипеды не надёжны.

Первые модели е-байков действительно не отличались особой надёжностью, но прогресс идёт и современные модели имеют достаточный уровень надёжности и долговечности. Модульная система электронных компонентов, в случае с Shimano, позволяет без проблем проводить сервисное обслуживание и ремонт. Современные электровелосипеды тестируются с увеличенным “системным весом” – совокупностью веса райдера и экипировки, для ещё большей уверенности в надёжности механических компонентов и конструкции в целом.

С электробайком нельзя путешествовать на самолёте.

Действительно, авиаперевозчики накладывают ограничения на перевозку мощных батарей и так просто отправиться в путешествие на самолёте с электровелосипедом не получится. Тем не менее, иногда есть возможность отправить батарею в пункт назначения наземным транспортом. В некоторых популярных европейских регионах катания уже доступен прокат батарей.

С электробайком придётся учиться кататься заново

Современные электровелосипеды практически не отличаются от обычных в части управляемости, торможения и других ходовых характеристик. Если вы умеете ездить на обычном маунтинбайке, никаких проблем с электровелосипедом возникнуть не должно. Но некоторые базовые элементы всё-таки придётся подкорректировать: изменится распределение веса, динамика в поворотах, “прыгучесть” велосипеда. К тому же, нужно будет привыкнуть к работе системы поддержки. Впрочем, это не выглядит как проблема – это весело и необычно.

Электровелосипед можно “прокачать” и ездить на скоростях до 100км/ч

Действительно, существуют системы, позволяющие изменить параметры работы системы электропривода путём “обмана” датчиков и подмены их показаний, что в итоге приведёт к некоторому увеличению максимальной скорости. Но всегда стоит помнить, что за исключением электронной части, в двигателях электробайков есть ещё и механическая, не предназначенная для работы на таких скоростях: результатом будет повышенный износ или полный выход привода из строя, с потерей гарантии. Если хочется гонять на огромной скорости, лучше выбрать электромотоцикл или электромопед, изначально предназначенные для такой эксплуатации.

Электробайк нужен только в горах.

Больше всего электровелосипедов продаётся именно с целью эксплуатации в черте города. Для ежедневных поездок на работу, для частых перемещений в утилитарных целях. В отличии от велосипеда без двигателя, с электробайком можно не сильно обращать внимание на рельеф и расстояния. Это делает его, в тёплое время года, хорошей альтернативой автомобилю и мотоциклу. К тому же, электродвигатель избавлен от такой проблемы бензиновых моторов, как грязь и запах: электробайк можно без проблем хранить дома или в офисе.

На электровелосипеде нельзя участвовать в соревнованиях.

В последние годы соревнования на электробайках стали проводиться всё чаще. При этом рельеф и сложность трасс практически не оставляют шансов пройти их без мотора. Электроэндуро требует от райдера настолько же больше умений и сил, сколько может добавить их мощный электродвигатель. Пока такие гонки проводятся преимущественно за рубежом, но с учётом роста популярности е-байков, возникновение спортивного е-эндуро в России не за горами.

В заключение, небольшое резюме:

Вам абсолютно точно стоит присмотреться к электровелосипеду, если:

– вы катаетесь в местности со сложным рельефом, Вам приходится ежедневно преодолевать крутые подъёмы.

– вы хотите ездить на большие расстояния, не тратя при этом много сил.

– вы хотите открыть для себя новое направление катания.

– вам необходим персональный транспорт для ежедневных городских поездок.


Рынок электровелосипедов стремительно развивается, и мы с гордостью хотим отметить, что MERIDA играет в нём одну из главных ролей. Дизайн, конструкция, вопросы интеграции компонентов привода с одной стороны и качество механической части, подбор компонентов, работа подвески, удобство посадки и “натуральные” ощущения в седле, не создающие больших отличий от обычного маунтинбайка: за всем этим стоит огромный опыт и объёмы проделанной работы. Результат – одни из лучших электровелосипедов в мире, даже в условиях просто неимоверной конкуренции, неизбежно сопровождающей мировой “электробум”.


И конечно же, в завершении: MERIDA E-BIKES на SLOPESTYLE.STORE! eONE-SIXTY, eONE-FORTY, eBIG-NINE, карбон и алюминий, в наличии и по прездаказу! Кстати, сроки предзаказа продлены до 9 ноября 2020 года! Спешите, количество электровелосипедов ограничено! Подробности, розничные цены и заказная форма по этой ссылке.

Поделиться