Есть вещи, от которых невозможно удержаться. Например, имея в одной комнате MERIDA SILEX и CERVÉLO ÁSPERO, для нас очень сложно не поставить их рядом и не сравнить друг с другом. Что у них общего, чем они отличаются? Попробуем разобраться.

Ещё недавно гравийные велосипеды считались новинкой на рынке и никто толком не понимал, чем они отличаются от кроссовых. Или от туристических. Существует ли между гравийником и велосипедом для эндуранс-катания.

Прошло совсем немного времени, и облик гравийного велосипеда начал формироваться: комфортная геометрия выделяет его на фоне кроссовых моделей, наличие большого количества точек крепления дополнительных аксессуаров, таких как багажники, крылья, сумки для байкпакинга и возможность установки широких покрышек – отличия от эндуранс-моделей, в то же время, спортивное оборудование и меньший вес определяют разницу с туристическими моделями.

Наличием гравийных велосипедов в линейке уже никого не удивишь, они стали полноправным сегментом велорынка, как например, классические шоссейные велосипеды или хардтейлы для кросскантри, трейловые и All-mountain байки или велосипеды для раздельного старта и триатлона.

 

Главной темой этого обзора станут два гравийных велосипеда. Они в чём-то похожи, но схожих черт в них меньше, чем отличий. Первый из них – MERIDA SILEX, появившийся два года назад и завоевавший просто немыслимую популярность. Второй – новая модель Cervélo Áspero – велосипед, главная цель которого – побеждать на гравийных гонках.

Оба байка – «поздние дети» своих разработчиков. Пик «гравийного бума» в прошлом и шоссейником с широкими покрышками уже никого не удивишь.

Гравийные модели присутствуют практически у всех производителей, кто-то предлагает «перекрашенные» кроссовые модели, кто-то пытается привлечь покупателя радикально заваленными углами рулевой колонки и безумными размерами покрышек. Попадаются амортизационные вилки и встроенные в раму эластомеры, призванные добавить комфорта на неровной дороге. Несколько лет: для многих, планку задаёт OPEN Cycles – компания, основанная Жераром Вруменом, долгие годы возглавлявшим отдел разработки Cervélo Cycles, но покинувшим в 2011 году свой пост и основавшим собственную компанию, визитной карточкой которой стала гравийная модель UP. MERIDA пробует тонкий лёд гравийного рынка с моделью RIDE ADVENTURE, байком, созданным на основе эндуранс-линейки RIDE, в свою очередь ставшей связующим звеном между кроссовыми и шоссейными направлениями.

MERIDA SILEX

SILEX был анонсирован в 2017 году, заняв своё место в линейке 2018 года. Новый байк моментально вызвал максимум внимания со стороны велосипедного сообщества и получил заметное количество премий и побед в тестах. Первое, что бросается в глаза – крайне необычная внешность. В целом, имея облик шоссейного велосипеда, SILEX выделяется заниженной верхней трубой, наводящей мысли о маунтинбайке, и крайне высоким рулевым стаканом. Основная идея, которую инженеры MERIDA озвучили в модели SILEX – передать плюсы маунтинбайка в шоссейном велосипеде – удобство посадки, комфорт управления, видимость на дороге и возможность установки большого ассортимента дополнительного оборудования. Его задача – стать универсальным велосипедом для того, кто решил не ограничивать себя ни в чём: ни в расстояниях, ни в маршруте. В седле сразу заметна уникальная посадка – она не похожа ни на маунтинбайк, ни на шоссейный или кроссовый велосипед.

Руль находится очень высоко, но за счёт длинной верхней трубы, посадка остаётся достаточно спортивной, не создаётся ощущения вертикальности, свойственной ситибайкам.

Наверное, именно так захочется сидеть на велосипеде, если в планах кругосветное путешествие. В отличие от классического шоссейника, даже новичку доступен нижний хват, добавляющий аэродинамики и позволяющий лучше контролировать тормоза.

CERVÉLO ÁSPERO

Выход гравийной модели Cervélo ждали все, для всех это было интригой. Ответит ли канадская компания на “гравийный бум”, одним из “вождей” которого считается один из её основателей. И если да – то каким будет новый байк, будет ли он копией OPEN UP, найдётся ли ему место рядом с эндуранс-линейкой Cervélo – велосипедами семейства “C”. И вот, в конце сезона 2019 года, когда осталось буквально пара месяцев для тёплых тестов, Cervélo дали свой ответ. Цитируя одно из уважаемых изданий: “они не просто вошли на рынок гравийных велосипедов, они вошли открыв дверь ударом ноги”.

Как и любое направление велосипедного спорта, гравийное катание рано или поздно собирает в себе тех, кто готов помериться силами друг с другом. Одни рвутся в бой за KOM в Strava на участках, отмеченных на лесных и горных дорогах, другие – устраивают «реальные» гонки, от небольших покатушек для друзей-одноклубников, до масштабных многодневных мероприятий, по уровню сложности и дистанциям, сравнимые с бреветами и спортивами. Кстати, гравийные велосипеды получили популярность и среди рандоннеров – спортсменов, ставящих себе задачи по покорению в седле огромных дистанций. Кстати пришлись как комфортная посадка, помогающая провести в седле целый день, так и множество опций, помогающих оптимально распределить необходимый в долгой поездке багаж и аксессуары.

Cervélo Áspero – если отбросить общую для двух гравийных велосипедов категорию, этот байк – полная противоположность SILEX. Вальяжная посадка, высокий руль, мягкий и плавный ход – здесь этого всего просто нет. Скорость, скорость и ещё раз скорость – это смысл существования практически всех велосипедов Cervélo, с момента создания марки. И назначение Áspero, как не сложно догадаться, гравийные гонки. В то время, как другие производители прикладывают немало усилий, чтобы сделать свои байки пригодными для перевозки большого количества багажа, Cervélo прямо говорит: «этот байк предназначен, чтобы возить гонщика, а не багаж».

Здесь мы не увидим многочисленные крепления для аксессуаров, крыльев, багажников – лишь две точки крепления для бутылок и крепление для сумки-фидбэга на верхней трубе. Первые обзоры и реальные тесты показали запредельные показатели по жёсткости рамы. Да, этот байк жёсткий, очень жёсткий. Его задача – перевести во вращение колёс всю энергию, которую Вы сможете отдать с помощью своих мышц. А главной особенностью нового байка стала система, устраняющая влияние замены колёс на управляемость велосипеда. На сегодняшний день, колёса 650b с широкими покрышками, чуть уступающими в скорости, но дающими преимущества в сцеплении и управлении, прочно заняли своё место в арсенале поклонников гравийных велосипедов. Но простая замена колёс неизбежно ведёт к изменению в управляемости велосипеда, что может быть не столь заметным для тех, кто ездит в своё удовольствие, но может быть существенным для того, кто ставит себе гоночные задачи.

Новая система изменения вылета вилки на Áspero призвана устранить влияние замены колёс 700с на 650b и обратно, сокращая или увеличивая вылет вилки в пределах 5 миллиметров.


Сравним геометрию и Cervélo Áspero. Мы взяли размер M для SILEX и 54 для Áspero – как наиболее соответствующие росту 180 сантиметров, исходя из рекомендаций производителя.

Cervélo Áspero (54) MERIDA SILEX (M)
СТАК 555 626
РИЧ 388 400
УГОЛ ПОДСЕДЕЛЬНОЙ ТРУБЫ 73,5 74
ВЕРХНЯЯ ТРУБА 553 580
УГОЛ РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ 72 71
ВЫСОТА РУЛЕВОГО СТАКАНА 133 200
ПРОВИС КАРЕТКИ 76 75
КОЛЁСНАЯ БАЗА 1010 1061
СТЕНДОВЕР 764 760
ДЛИНА ПЕРЬЕВ 420 430

Стак: именно здесь, разница максимально заметна даже невооружённым глазом: руль SILEX расположен на 7 сантиметров выше, чем у Áspero. Где-то посередине находится значение, допускающее универсальность и использование байка как для туристического приключенческого катания, так и для гонок. Но мы сравниваем две противоположности, назначение которых не пересекается.

Рич: разница между байками здесь не столь заметна и составляет всего лишь 12 миллиметров, на которые передний треугольник SILEX «длиннее» Áspero. Но не стоит забывать, в то время, как в комплектации Áspero установлен вынос стандартной длины – 90мм, у SILEX в базовой комплектации стоит более короткий, 80-миллиметровый вынос, что делает актуальный рич меньше и идентичности реального значения рич.

Подседельная труба на SILEX установлена вертикальнее на половину градуса, что также ведёт к сокращению реального кокпита, изначально кажущегося более длинным, за счёт верхней трубы.

Верхняя труба: заниженная труба на SILEX даёт значение ЕТТ в 580 миллиметров – такая цифра на шоссейном велосипеде обычно встречается в размерах от 56 до 60. Но короткий вынос, подседельный штырь без смещения и вертикальная подседельная труба делают реальную длину кокпита соответствующей ростовке. Верхняя труба Áspero чуть меньше, чем мы привыкли видеть у классических шоссейных велосипедов (так называемая «квадратная рама», ST = ETT), что можно считать признаком компактной геометрии и короткой рамы.

Следующее заметное отличие – колёсная база. За счёт меньшей длины заднего треугольника (430 у SILEX и 420 у Áspero), и большему на градус углу рулевой колонки, разница в колёсной базе составляет 5 сантиметров. Цифра говорит с одной стороны, о стабильном характере SILEX, не требующем большой сосредоточенности в поддержании направления, чему способствует длинный передний треугольник, с другой – о манёвренности Áspero, необходимой для гоночного применения с его короткими перьями.

Казалось бы, каждое из этих отличий не имеет решающего значения (кроме, пожалуй, ответственного за посадку стак’а на SILEX), но их совокупность ведёт к абсолютно разному характеру этих велосипедов. Комфорт и стабильность против проворности и скорости. Утилитарная универсальность, достигнутая комфортной посадкой и широкими возможностями в перевозке багажа и установке дополнительного оборудования, против универсальности гоночной, определяемой возможностью выбора размера колёс без влияния на управление. Выбор между SILEX и Áspero это выбор между приключениями и спортивными победами. Кому-то он покажется сложным, а кому-то наоборот: тем, чего долгое время не хватало.


И как всегда, в завершение: оба байка уже доступны для заказа в нашем интернет-магазине SLOPESTYLE.STORE: CERVÉLO ÁSPERO и MERIDA SILEX. В ближайшее время планируется поступление других моделей и комплектаций 2020 модельного года. По всем вопросам, связанным с приобретением, обращайтесь к нашим менеджерам: sale@slopestyle.store.

Поделиться