Нам попался очень необычный обзор. Cervelo Aspero это гравийный гоночный байк. Велосипед для участия в новой дисциплине велоспорта – гравийных гонках. Но многие задаются вопросом: а как велосипед, практически полностью исключающий его использование для туристических поездок, поведёт себя в условиях другой внедорожной дисциплины – велокросса. И вот Aspero на тесте у одних из самых авторитетных специалистов в вопросе велокросса – команды журнала CX Magazine!

© A. Yee / Cyclocross Magazine

Cervelo всегда был шоссейным брендом. Даже после того, как основатель марки, Жерар Врумен, оставил своё творение ради нового проекта – Open Cycle, в котором первые две модели были «внедорожниками», в Cervelo не сделали ни намёка на появление кроссового байка на массовом рынке. Впрочем, была одна модификация R3, классической шоссейной модели, и «кастомный» карбоновый кроссовый байк для четырёхкратного национального чемпиона Джонатана Пейджа, но доступного в свободной продаже «внедорожника» Cervelo не было никогда.

Велосипеды серии С стали движением в нужном направлении: широкие покрышки и более расслабленная геометрия по сравнению с классическими велосипедами и аэробайками. Они сделали линейку более полной, но всё равно, оставались очень «дорожными» велосипедами. Всё изменилось с выходом Aspero в 2019 году, гравийного гоночного байка, в котором всё наследие марки в части шоссейных велогонок было воплощено в раме для гонок по пересечённой местности. Мы уже увидели байк на гонках высшего уровня в Европе, в руках Йориса Нойвенхауиса, гонщика команды Sunweb, чьим спонсором Cervelo стали вместо Giant c их моделью TCX.

Aspero преставлен в пяти комплектациях, по цене, начинающейся с $2800 за комплект SRAM Apex 1, в то время как комплектация на Force AXS, находящаяся на вершине списка, обойдётся в $6000. Cervelo также предлагает фреймсет за $2500. То есть, за полный комплект оборудования, если выбрать комплектацию Apex 1, придётся заплатить всего лишь $300!

Рама Cervelo Aspero

Cervelo создали раму и вилку с нуля, как «голый» гоночный велосипед. Всего лишь три точки крепления для флягодержателей и крепление для сумки на верхней трубе. Aspero не предназначен для багажников и крыльев.

Используется внутренняя проводка, позволяющая установить трансмиссию 1х или 2х, рама оснащена съёмным креплением переднего переключателя.

На раме установлена массивная защита нижней трубы и нижнего пера, для предотвращения повреждений как от летящих из под колёс грязи и камней, так и от ударов цепи на пересечённой местности. Как всегда в случае с Cervelo, на раме используется ассиметричная каретка стандарта BBRight.

Рама позволяет установить покрышки вплоть до 700×42мм или 650×49мм. Cervelo создали вилку Aspero с возможностью адаптации вылета под разный размер колёс. Дропаут Trail Mixer позволяет регулировать вылет в пределах 5мм, компенсируя разницу в размере колёс и обеспечивая одинаковое значение рычага по вылету, для обоих размеров.

Тем, кто хочет использовать Aspero с шоссейными покрышками, Cervelo рекомендует использовать «короткое» положение.

Aspero достаточно «просторный». Наш экземпляр в размере 56 имел стак в 580мм и рич 397мм, с колёсной базой в 1027мм. Размеры формируются благодаря углу рулевой колонки в 72 градуса и подседельной трубе в 73 градуса. Основное отличие от современной велокроссовой геометрии находится снизу: короткие 420-миллиметровые перья и провис каретки в 76мм. Кажется слишком низко?  Нойвенхауис использовал эксцентриковую каретку чтобы получить больше клиренса для баннихопов и атак на препятствия. Примечательно, что каретка становится выше, с увеличением размера рамы.

Вес? Cervelo заявляет 1110 граммов для 56-сантиметровой рамы, с учётом краски, направляющих для проводки и защиты. Вилка, вместе с частями Trail Mixer, весит 450 грамм. Конечно, такой вес не вызовет трепет у озабоченных этим вопросом, но определённо подходит в качестве основы для лёгкого гоночного байка. Готовый велосипед показал на весах 18 фунтов (8.1кг).

Cervelo Aspero: The SRAM AXS Force

Наш Aspero оснащён «топовым» приводом SRAM Force AXS 1 с 12-ю передачами. На велосипеде за $6000 «из коробки» мы увидим шатуны SRAM Force DUB со звездой direct mount 36t.

Кассета 10-33t, установленная на байке, имеет самый широкий диапазон, доступный для заднего переключателя Force AXS. Самой низкой передачи, 36 x 33, может оказаться маловато для гравийного катания, но для кросса она подходит. Каретка, само собой, SRAM DUB, в пресс-фит исполнении для BBRight.

Цепь практически лежит на пере, когда установлена передача 36 x 10. Конечно, Cervelo оснастили раму мощной защитой пера, переключаеть Force AXS имеет тугой демпфер, но всё равно визуально цепь очень близко к перу.

Есть ещё комплектации с Apex 1, Shimano Ultegra 2x, GRX 2x и GRX 1x, по цене от $2800 до $4200. Все эти комплектации имеют низкую передачу на уровне 1:1 или ещё ниже.

Колёса – DT Swiss GRC 1650, с ободами из карбона, созданные специально для гравийных байков. Интересно, модель не присутствует в каталоге DT Swiss и является специальной адаптацией модели GRC1400 для Cervelo, с 43мм профилем и 24мм внутренней ширины обода. Колёса позволяют сэкономить пару долларов по сравнению 1400й моделью: установлены втулки DT 370 вместо DT 350 на GRC 1400. Мы не взвешивали колёса, но знаем, что 700с-версия DT Swiss GRC 1400, для сравнения, весит 1634г. Эти, должно быть, немного тяжелее. Cervelo оснастили колёса 160 миллиметровыми роторами SRAM Centerline XR 160мм и tubeless ready покрышками Donnelly MSO 700×40мм с коричневыми боковинами.

Кокпит сделал Easton: карбоновый руль EC70 AX и подседельный штырь EC70. Вынос – Easton EA90. Седло – Prologo Dimension NDR T4.0 с загнутым носом – такая конструкция стала популярной в последние годы. Вместе с велосипедом Вы получите крепление для велокомпьютера от Easton, специально созданное для интеграции с выносом.

Ездим на Aspero

Cervelo не рекламирует этот велосипед как «байк для всего» или гоночный кроссовый велосипед, но не стоит думать, что он подходит только для гравийных дорожек. Задача рекламы – создать представлене о велосипеде у тех, кто на нём ни разу не ездил. К счастью, мы провели в компании с этим байком несколько недель и у нас сложилось своё мнение. Первые впечатления – отличное управление на покрытиях, отличающихся от гравия и жёсткая, гоночная отдача. Aspero переводится с испанского как «жёсткий» («грубый, неровный»).

Aspero, спасибо его коротким 42-сантиметровым перьям, отлично едет в гору. И не только на сыпучем гравии, но и на скользких извилистых подъёмах, на которых легко свалиться с проскользнувшим задним колесом.

Хорошо, что конструкция Aspero не омрачена компромиссом между клиренсом резины и длиной перьев. Изогнутая задняя часть подседельной трубы, 79-миллиметровая каретка BBRight и широкая подкова нижних перьев обеспечивают достаточно клиренса для 40мм гравийной покрышки и, конечно же, поместится и 33мм кроссовая резина, из тех, что ставят на грязевые гонки. В грязные дни мы предпочитаем гравийные, а не кроссовые байки, просто потому, что клиренс резины у них огромный. И этот клиренс для резины, становясь клиренсом для грязи, позволяет быстро доехать до финиша без лишних «пит-стопов». Всё это относится к Aspero.

Если Вы думаете, что гравийная ориентация Aspero не позволяет ему быть быстрым на трассе? Нойвенхауис возможно не показывает «топовых» результатов в рейтингах UCI на своём «гравийном» велосипеде, но наш опыт показывает нам, что Aspero просто великолепен на быстрых трассах. Травяной критериум или пыльный укатанный маршрут? Длинная, просторная геометрия обеспечит идеальную позицию для скоростных атак.

Нашли себя на низкоскоростных, техничных участках с множеством тугих поворотов? Возможно, вам нравится короткая база и высокая каретка, но не думайте, что на жёстком рельефе Aspero ведёт себя как фура. Геометрия переднего треуглоьника имеет на 3мм меньший вылет, чем 56см Specialized Crux  с меньшим ричем или Cannondale SuperX, и намного меньше, чем у Kona Major Jake.

Говоря о вылете, вилка с TrailMixer имеет 5-миллиметровую регулировку вылета/смещения. Это выбор из двух вариантов, без «бесконечных» положений, как например, на горизонтальных дропаутах, но он позволяет спортсменам, ездящим в разных дисциплинах или с разными колёсами, точно настроить управление, основываясь на рельефе или размере колеса. Оставайтесь с нами, мы изучаем все возможные варианты. В данный момент мы нашли это полезным при регулярной смене колёс 700c и 650b.

Что касается низкой каретки, пусть она и оказалась достаточно низкой, чтобы мотивировать Нойвенхауиса поднять её эксцентриком, но она не стала для нас проблемой. Низкие каретки могут способствовать цеплянию педалей о брёвна или корни, или помогут зацепиться звездой за барьер. Но большинство из владельцев не столкнётся с этой проблемой – спасибо звезде 36t, обеспечивающей достаточный клиренс.

Подходит ли Вам Aspero? Если Вы ищите велосипед для байкпакинга с клиренсом 50мм для гравийной резины, поищите что-нибудь ещё. Если Вы хотите носиться по узким, техничным сигнлтрекам, Вы тоже наверняка будете разочарованы. Но если вы ездите на гравийные гонки и хотите гонять кросс на том же самом байке, Aspero это то, что Вам нужно. Если Вы любите кросс и грязь, Вам понравится привод SRAM AXS eTap Force 36/10-33 12-ск, но если планируете холмистые гравийные маршруты, стоит обратить внимание на комплектации с SRAM Apex или Shimano.

И в любом случае, оставайтесь с нами – мы закончим долгосрочный тест и попробуем Aspero с разными колёсами, покрышками и настройками Trail Mixer.

Спасибо Brandon Grant и Andrew Yee в подготовке этого обзора.

(с) Cyclocross Magazine

Поделиться