Кросскантрийный хардтейл: самый универсальный тип велосипеда на планете. Серьёзный спорт и тренировки, дальние туристические поездки и походы выходного дня, ежедневное использование в утилитарных поездках, первые шаги в экстриме. Но с появлением гравийных байков, позиции хардтейла существенно пошатнулись.

Долгие годы кросскантрийный хардтейл правил планетой. Простая конструкция, оптимальная, для многих геометрия, широкий диапазон цен – от велосипедов, продающихся в магазинах с едой и не отличающихся качеством и надёжностью, до супер-современных гоночных моделей, изготовленных с применением “космических” технологий, из самых надёжных, лёгких и дорогих материалов. Хардтейл пережил все этапы эволюции велосипеда: изменение концепции привода, разнообразные размеры колёс, переход с ободных на дисковые тормоза и так далее. Велосипеды этого типа продавались и продаются миллионами. Казалось бы, законный трон хардтейла оспорить невозможно, но буквально несколько лет назад случился гравийный бум. Новый тип велосипеда, вместо того, чтобы остаться в стороне и занять свою нишу, сразу нацелился на главное – звание самого универсального велосипеда.


Гравийные модели берут своё начало на стыке двух “шоссейных” направлений. Параллельно с шоссейными гонками, всегда существовал велокросс – весёлая дисциплина, где спортсмены преодолевали самые грязные трассы на планете, демонстрируя по истине уникальные навыки владения велосипедом. Пусть и не столь популярный, как шоссейные велогонки, велокросс имел своих поклонников как среди спортсменов, целенаправленно тренирующихся для достижения результат в кроссе, так и среди любителей обычного, утилитарного катания, и даже велотуристов. Но кроссовый велосипед, при всех своих положительных качествах: управляемости и проходимости, имеет и отрицательные – явный недостаток комфорта, ограничивающего его применение для продолжительных поездок.  Другое направление, сыгравшее свою роль в появлении гравийников – эндуранс. В отличие от гоночных шоссейных велосипедов, цель которых – максимальная скорость, эндуранс-модели имеют в приоритете комфорт. Их задача – обеспечить прохождение протяжённых маршрутов, как по общей дистанции, так и по времени, проведённому в седле.

И вот, на стыке этих двух направлений, появляется новый тип шоссейного (хотя правильно было бы сказать, “дорожного”) велосипеда – гравийный. Лёгкое предсказуемое управление, относительно широкие покрышки, комфортная геометрия, позволяющая занимать относительно вертикальную посадку, современное оборудование и хорошие внедорожные возможности. Основные преимущества идентичны тем, которые мы привыкли видеть у маунтинбайков для кросскантри. Поэтому пришло время сравнить. Не будем вести счёт или пытаться выяснить, что же лучше: просто расскажем о том, чем отличаются два типа современных велосипедов, претендующие на роль самого популярного байка на свете.

Вилка.

И тот, и другой тип велосипедов предназначенны для езды по умеренному бездорожью. Хардтейл имеет здесь небольшую фору, предлагая владельцу дополнительный комфорт в виде амортизационной вилки. В случае удачной конструкции, амортизационная вилка даст заметный прирост в комфорте при движении по сложным участкам с камнями и корнями. Гравийный велосипед зачастую оснащается жёсткой вилкой, изготовленной из карбонового волокна (даже если имеет алюминиевую или стальную раму).

Карбоновая вилка прекрасно справляется с неровностями на асфальте или на укатанной грунтовке, но её действие ограничивается только комфортом: она не участвует в процессе непрерывного обеспечения сцепления переднего колеса с дорогой. Но гравийный велосипед имеет существенный козырь – руль.

Руль.

Маунтинбайк всегда можно отличить от других типов велосипеда по его рулю: в подавляющем, практически исключительном количестве случаев, здесь мы увидим прямой руль. Он может быть полностью прямым, может иметь подъём, может иметь различные формы изгиба вверх и назад, но всё равно останется прямым, если сравнивать его с рулём шоссейного велосипеда. На гравийном велосипеде устанавливаются шоссейные рули, главное преимущество которых перед “горными” – разнообразное количество вариантов хвата руля. Шоссеный руль можно держать в верхнем хвате – его, обычно, используют при движении в тяжёлых подъёмах или во время отдыха, хват “на пистолетах” или средний – в этом положении руки велосипедиста находятся бОльшую часть времени, и конечно же, нижний хват, позволяющий по максимуму использовать тормоза на спуске и занять аэродинамическую позицию для достижения максимальной скорости. Но об этом позже.

Рама.

И маунтинбайк-хардтейл, и гравийный велосипед имеют огромное количество вариантов конструкции рамы, наиболее распространённая из которых – классические два треугольника. Как и маунтинбайков, у гравийных велосипедов существует тенденция к занижению верхней трубы рамы, для обеспечения достаточно расстояния от земли (стендовер). В то время, как высота верхней трубы хардтейлов с каждым готом становится ниже, у гравийных велосипедов она продолжает оставаться достаточно высоко. Задачи покорения экстра-сложного рельефа для гравийника, зачастую, не стоит, а вот иметь достаточно места внутри переднего треугольника для закрепления туристических сумок, бутылок с водой и других аксессуаров, для гравийных моделей – обязательное условие. Часто, как например, в случае с Merida Silex, имеются и дополнительные крепления и точки установки аксессуаров.

Оборудование.

Технически, и хардтейл-маунтинбайк, и гравийный велосипед, находятся приблизительно на одном уровне. Используется надёжное оборудование от известных мировых производителей, дисковые тормоза – механические или гидравлические, современные модели используют привод с одной или двумя ведущими звёздами. Главное отличие в управлении приводом и тормозами – на маунтинбайке это классические тормозные ручки и рычаги управления приводом (манетки), в то время как на гравийном велосипеде используются шоссейные “пистолеты” или, как ещё их называют, “дуалы”, в которых совмещено управление приводом и тормозом с помощью двух рычагов, один из которых выполняет также функции тормозной ручки, если речь идёт о Shimano, либо с помощью тормозного рычага и одной ручки управления приводом, если речь о Sram.

Колёса.

Пройдя все круги эволюции, современный маунтинбайк-хардтейл обзавёлся колёсами 29″ (или 27.5″ на некоторых моделях). Гравийный велосипед унаследовал размер колёс от шоссейного – 700с. Но на самом деле, диаметр размер обода и в том, и в другом случае одинаковый – 622 миллиметра. Именно такой диаметр имеет обод в месте, где он соприкасается с покрышкой. И с точки зрения теоретических возможностей, ничего не мешает установить на шоссейное колесо покрышку от маунтинбайка с колёсами 29″, а на “двадцатьдевятое” колесо поставить покрышку 700с. В реальности, сделать это будет не так то просто – шоссейные и “горные” колёса отличаются ещё и по ширине обода. Не будем касаться шоссейников, но у современного гравийника обода находятся в пределах 19-21 миллиметра внутренней ширины, в то время как у маунтинбайка ширина обода от 21 миллиметра и выше. Существуют более широкие гравийные обода и более узкие горные, но это скорее частные случаи в случае с гравийниками и устаревшие конструкции в случае с маунтинбайком.

О 650b (27.5 дюймов) стоит сказать отдельно. Среди гравийников это популярный “альтернативный” стандарт колёс, к которому обращаются в том случае, если сложность рельефа и необходимость в хорошем сцеплении ставится на первое место. В то же время, для мантинбайков этот стандарт понемногу становится прошлым, хотя до сих пор встречается на моделях для экстремального спорта и велосипедах, где производитель связывает размер колёс и размер рамы: велосипеды небольших ростовок часто имеют колёса 27.5 дюйма вместо 29.

Задачи и назначение.

Перед нами уже чёткая картина: два типа велосипедов, оба достаточно универсальны, так какой же выбрать?

Маунтинбайк долго правил миром универсальных велосипедов, был его королём. На титул многократно покушались, появлялись гибридные модели, в которых сочетались плюсы и минусы с обоих полюсов. Основной минус маунтинбайка-хардтейла как универсального велосипеда на все случаи жизни – его скорость. Увы, маунтинбайки достаточно медленные. Но недостаток скорости компенсируется проходимостью и удобством управления в сложных условиях.

Гравийный велосипед, унаследовав конструкцию своих шоссейных собратьев, был избавлен от их главного недостатка – практически полной несостоятельности на дорогах, покрытых чем-то ещё, кроме гладкого асфальта. Гравийный велосипед позволит уверенно двигаться по лёгкому бездорожью, по грязным дорогам, дорогам без покрытия и, конечно же, по редким в России, но широко распространённым за её пределами, дорогам с покрытием из гравия. Основным козырем гравийного велосипеда в партии с маунтинбайком будет скорость. Колёса и резина, привод, посадка – всё это не оставляет хардтейлу никаких шансов, если речь идёт о быстром передвижении по любой дороге, вплоть до начала лесных тропинок-трейлов, где передняя подвеска и широкие покрышки маунтинбайка действительно становятся необходимыми. В случае, если гравийный велосипед оснащён колёсами 650b c покрышками 1.9-2.1″ с широким протектором, королевские регалии маунтинбайка подвергаются угрозе и на несложных трейлах, но это уже потребует от “пилота” гравийника хороших навыков езды.

Скорость, раз уж мы о ней: ещё один неоспоримый плюс гравийного байка – руль типа “баран”. Разнообразие хватов, компактные размеры, возможность дать рукам отдохнуть – в случае быстрых и долгих поездок, всё это становится реальным преимуществом. Недостаток – сложность управления велосипедом на технически непростом рельефе: крутых спусках, камнях и корнях. На помощь приходят новинки “рулестроения” – конструкции рулей с флейром: боковым изгибом нижних частей руля (дропов) в наружную сторону. Руки на таком руле лежат более горизонтально, а сам руль получает больший рычаг, необходимый для управления велосипедом в сложных условиях. И конечно же, остаётся возможность взять “нижний” хват и дать полный газ по пустой дороге, выжав из своего гравийного байка скорость, соизмеримую с хорошим шоссейником.

Обслуживание и владение.

Чуть не забыли: любой велосипед требует к себе внимания: обслуживание, настройка. Визиты в мастерскую или время, проведённое в собственном гараже, инструменты, расходники или наличные средства, которые вы заплатите мастеру за работу. И гравийный велосипед, и хардтейл имеют схожие требования к обслуживанию, определяемые уровнем компонентов. Основное отличие – маунтинбайк оснащён амортизационной вилкой, дающей ему большие возможности на бездорожье, но при этом, являющейся достаточно сложным в обслуживании элементом конструкции. Карбоновая вилка гравийного велосипеда практически не требует никаких действий, за исключением обновления смазки в подшипниках рулевой колонки и креплении оси колеса. С другой стороны, шоссейный руль с “пистолетами” – достаточно специфический элемент и требует от механика аккуратности и знаний, которые в век господства маунтинбайков, можно обнаружить не в каждой мастерской. При падениях, обмотка руля очень часто страдает, что может потребовать освоить искусство замены обмотки – впрочем, это не идёт ни в какое сравнение с ТО современной амортизационной вилки.

В завершение о весе: в то время, как хардтейл среднего уровня раскрутит весы до цифры порядка 12-13 килограммов (модель с колёсами 29″), гравийный байк с аналогичным уровнем оборудования, вряд-ли будет весить больше десяти. Но не стоит забывать – “чистые” цифры хороши только на весах в магазине или фотостудии, в реальности же аксессуары и вода, не говоря уже о туристическом оборудовании, упакованном в сумки, нивелируют эту разницу легко и непринуждённо.


Подведём итог.

  • Хотите кататься по сложному рельефу, вас притягивают лесные тропинки, подъёмы и спуски по корням, а гладкую дорогу вы воспринимаете лишь как неизбежное зло, которое нужно перетерпеть по дороге к интересным местам с весёлым рельефом – ваш выбор маунтинбайк. Гравийный велосипед будет быстрее, но лишь на дороге, на сложном рельефе он потребует гораздо больше усилий для безопасного движения, по сравнению с хардтейлом.
  • Если вы любите ездить быстро, ваш маршрут лежит по дорогам, но вы не хотите ограничивать себя только гладким асфальтом и даже готовы посетить внедорожные участки на пути к поставленной цели или конечной точке маршрута, то вам определённо стоит обратить внимание на гравийный велосипед: возможности и достоинства маунтинбайка останутся невостребованными и, более того, превратятся в недостатки: низкая скорость, большой вес и сложная конструкция.

 


Ну и в завершении, как всегда: ждём вас на SLOPESTYLE.STORE!

Огромный ассортимент хардтейлов: Merida Big.Nine, Big.Seven, Big.Trail – абсолютно любого уровня, от самого начального, до профессионального. И конечно же гравийные модели – мега-популярный Merida Silex, бьющий все мыслимые и немыслимые рекорды продаж и, специально для тех, кто хочет ездить по бездорожью очень (ОЧЕНЬ!) быстро: гоночная ракета – Cervelo Aspero!

Поделиться