Шоссейный велосипед. К нашему огромному сожалению, их не так часто можно встретить на дорогах России. Тем не менее, за рубежом они очень популярны. Для тех, кто хочет узнать, что же такое шоссейный велосипед и из чего он, эта статья.

Для начала, что это такое? Шоссейный велосипед предназначен, как и следует из его названия, для езды по шоссе. Под термином “шоссе” здесь подразумевается любая дорога с гладким, твёрдым покрытием. Road Bicycle – Дорожный Велосипед, так он называется на английском языке. Но у нас под термином “дорожный велосипед” принято понимать несколько другой тип велосипеда, в основном это модели для расслабленного городского катания. Шоссейный же велосипед имеет своей основной задачей не просто помогать вам передвигаться по дорогам, но делать это быстро.

Шоссейный велосипед сложно с чем-то перепутать: узкие колёса, высокая рама, жёсткая передняя вилка и самый характерный отличительный признак – гнутый руль типа “баран”. Расскажем подробнее о каждой из составляющих частей шоссейного велосипеда, постараемся остановиться на отличительных особенностях, характерных именно для шоссе.

В этой статье мы лишь вскользь коснёмся разнообразия шоссейных велосипедов, их типов и назначения. Аэробайки, разделочные велосипеды, трек, кросс, гравий, туринг – о них в другой раз. Основной герой нашего сегодняшнего рассказа – классический шоссейный велосипед.

Рама и вилка.

Рама и вилка (фреймсет), на шоссейном велосипеде достаточно специфичны. Материалом для изготовления рамы служит стальной или алюминиевый сплав, сплавы титана или композитные материалы (карбон). У каждого из них – свои особенности поведения на дороге. Для шоссейного велосипеда очень важны два фактора, находящиеся в противодействии. Это способность поглощать вибрации дороги и обеспечивать управляемость, с одной стороны, и способность эффективно передавать усилие от педалей через привод на заднее колесо. Противоречие этих задач вынуждает разработчиков рам всегда идти на компромисс, влияние которого может быть существенно уменьшено путём выбора материалов и технологий их обработки, применением инженерных талантов создателей рам и тщательному и всестороннему тестированию. В этом кроется причина достаточно высокой стоимости качественных и эффективных шоссейных рам.

В среднем ценовом сегменте используется преимущественно алюминий, в высоком сегменте и классе хай-энд – карбоновое волокно. Это что касается материала рамы, вилки же изготавливают из карбонового волокна даже для относительно простых моделей шоссейных велосипедов. Сталь и титан практически покинули рынок современных шоссейных велосипедов, переместившись в соседние категории: туристические и гравийные велосипеды.

Геометрия классической шоссейной рамы направлена в первую очередь, на достижение максимальной скорости, реализации ускорения, точного управления в условиях велосипедной гонки с общим стартом. В то же время, последние тенденции в проектировании гоночных рам имеют в числе ключевых факторов и комфорт. Современные технологии позволяют сделать акцент на этом параметре без ущерба гоночной эффективности.

В противовес гоночным, многие производители параллельно имеют в ассортименте модели, предназначенные для эксплуатации не гонщиками, а любителями – энтузиастами велосипедного спорта, ездящими на шоссейном велосипеде в своё удовольствие. Такие велосипеды имеют более расслабленную, более вертикальную посадку, рассчитанную на больший комфорт ценой небольшого ущерба скоростным характеристикам.

Колёса.

Колёса – ещё один элемент конструкции, делающий шоссейный велосипед узнаваемым относительно других видов велосипедов. При взгляде на шоссейник, в глаза бросаются узкие покрышки, шириной 23-28 миллиметров. Казалось бы, такая ширина не позволит ни чувствовать себя комфортно на дороге, ни безопасно передвигаться по ней. Это не так, узкая резина шоссейного велосипеда, благодаря в первую очередь, давлению, большему, чем в колёсах других велосипедов, позволяет ехать достаточно комфортно, а прочность и надёжность шоссейных колёс намного выше, чем может показаться на первый взгляд. В качестве резины используются как традиционные покрышки, так и трубки – особый тип резины, где покрышка и камера представляют собой целую конструкцию: резиновую трубку, наклеивающуюся на специально предназначенный для этого обод. Трубки легче традиционных “клинчерных” покрышек, легче и колёса для их использования, зачастую у них лучшие скоростные характеристики и больше устойчивость к проколам. Но ремонт трубки в “полевых” условиях практически невозможен, поэтому в настоящее время трубки применяются преимущественно в мире велосипедных гонок и не популярны среди любителей. В последние годы всё чаще можно встретить на шоссейных велосипедах бескамерные покрышки. По своим характеристикам, они занимают промежуточное положение между трубками и клинчерной резиной, чуть проигрывая в скорости трубкам.

Исследования последних лет дали понять, что высокое давление в узких покрышках, которыми славились шоссейники, не даёт преимуществ в скорости при реальной эксплуатации. Причина – имея меньшее сопротивление качению в условиях лаборатории, в реальной эксплуатации узкие покрышки на большом давлении хуже демпфируют неровности дороги, что приводит к потере скорости. Современные шоссейные велосипеды оснащаются уже не такими узкими, как раньше, покрышками, их ширина начинается от 25-28 мм и доходит до 32 миллиметров даже на гоночных моделях.

В зависимости от ценового сегмента, назначения и многих других факторов, колёса могут представлять собой как классическую конструкцию из лёгкого алюминиевого обода на стальных спицах и втулки с конусными подшипниками, до произведения инженерного искусства, с применением композитных материалов, самых современных технологий производства и достижений в аэродинамике.

Привод и переключение..

На сегодняшний день, большинство шоссейных велосипедов оснащается трансмиссией с двумя ведущими звёздами и кассетой (блоком ведомых звёзд) с небольшим диапазоном. Спереди обычно устанавливается пара звёзд, большая (50-53 зуба) и маленькая (34-39 зубьев). Кассета обычно имеет диапазон от 11-25 до 11-30 зубьев. В специфических условиях можно встретить другие варианты привода – три ведущие звезды или кассеты с большим диапазоном, облегчающие подъёмы в гору.  Небольшой диапазон кассеты обусловлен необходимостью держать ровный каденс (частоту вращения педалей), и возможность точно подобрать передаточное соотношение очень важна, особенно для спортменов. Производители компонентов предлагают множество вариантов компонентов привода, рассчитанных на любые задачи и бюджет.

Переключение передач на шоссейном велосипеде имеет свои особенности. В первую очередь, управление им осуществляется, в большинстве случаев, с помощью характерных только для шоссейных велосипедов органов управления: “пистолетов”. Это достаточно сложный механизм, отвечающий одновременно за управление переключателями и тормозами. У всех производителей разная конструкция и принцип управления работой переключателей, Shimano, например, использует один рычаг, совмещённый с тормозной ручкой и дополнительный рычаг для переключения в обратную сторону, Campagnolo использует в своём оборудовании два, отдельных от тормозной ручки рычага, в то время как Sram обходится вообще одним рычагом для переключения в обе стороны. У некоторых производителей присутствуют и, ныне архаичные, решения в виде рычажков-“манеток”, устанавливающихся в торцы руля или на раму велосипеда.

В мире профессиональных гонок и в среде любителей высококлассных велосипедов прочно заняли своё место системы электронного переключения, где механизм управления содержит лишь управляющие клавиши, зачастую выполненные в стиле рычагов механических “пистолетов”, но не требующие от владельца каких-либо усилий или амплитудных движений кистей рук. Непосредственно за сам процесс переключения отвечают мощные сервоприводы, находящиеся внутри самих переключателей. Питание производится от компактных батарей, а управление – по проводам или по защищённому радиоканалу. При использовании электронных систем переключения, возможно существенное расширение “географии” органов управления: дополнительные кнопки могут быть установлены в любое место руля велосипеда.

За долгие годы, система переключения передач (как, впрочем, и другие элементы конструкции велосипеда) подверглась значительной эволюции: от примитивных, с современной точки зрения, переключателей на 3-4 передачи в начале века, до 11 и 12-скоростных групп современного гоночного оборудования, изготовленных из самых современных материалов, с использованием технологий, пришедших из аэрокосмической отрасли.

Тормоза

Последние несколько лет стали судьбоносными в вопросе такого элемента конструкции шоссейного велосипеда, как тормоза. В то время, как на маунтинбайке уже полностью правили бал дисковые тормоза – гидравлические и механические системы, шоссейный велоспорт придерживался традиционного только для него типа тормоза – классических ободных клещевых тормозов. Первые попытки оборудовать дисковыми тормозами гоночный шоссейный велосипед вызвали негативную реакцию со стороны гоночного сообщества, повсеместному распространению “дисков” мешали и ограничения UCI, долго не разрешавшей ездить на гонки с дисковыми тормозами. Но время берёт своё и с момента снятия ограничений всё больше и больше производителей устанавливают на велосипеды дисковые тормоза. Выше мощность, устойчивость к нагреву, меньший шанс повреждения обода самими тормозами и отсутствия зависимости торможения от состояния обода.

Работа в любую погоду, точный контроль торможений – дисковые тормоза, гидравлические на моделях среднего и верхнего ценового сегмента и механические, на недорогих велосипедах, стали реальностью и, в большинстве случаев, неотъемлемым атрибутом современного шоссейника.

Кокпит

Кокпит –авиационный термин (у шоссейного велосипеда и воздушного судна в принципе, много общего, но об этом чуть позже). Он означает пространство в корпусе самолёта, занятое пилотом и элементами управления. В конструкции велосипеда он означает совокупность руля и выноса, а также обмотки (особой ленты, покрывающей руль и создающей комфорт для рук велосипедиста и надёжный хват руля). Центральное место здесь занимает шоссейный руль, DropBar или, по-нашему, “баран”. Именно этот элемент конструкции создаёт, для шоссейного велосипеда его узнаваемую внешность.

Конструкция шоссейного руля имеет особую форму, позволяющую велосипедисту занимать различное положение на велосипеде. Обычно, разделяют три хвата: “верхний”, когда руки находятся на горизонтальной части руля. Он используется достаточно редко, в подъёмах или когда хочется дать рукам отдохнуть от другого хвата. “Средний” или “на пистолетах”, когда руки обхватывают пистолеты, а ладони расположены параллельно плоскости вращения колёс. В нём появляется возможность контролировать торможение и переключение, для многих это основной хват руля при езде на шоссейнике. И наконец “нижний” хват, когда руки находятся в нижней части руля. В этом хвате велосипедист имеет самую аэродинамически-эффективную позицию и может лучше работать с тормозами.

Вторым элементом кокпита является вынос – обычно, на шоссейных велосипедах они имеют большую или среднюю длину и отрицательный наклон, делающий ось выноса параллельной поверхности дороги. Для обмотки шоссейного руля используются специальные ленты, ассортимент которых поистине, безграничен. Тут искусственные и натуральные материалы, возможность выбирать цвет, фактуру, толщину обмотки и, конечно же, реализовать частичку собственной индивидуальности в выборе.

Основными материалами для изготовления кокпита современных велосипедов являются алюминий и карбон. Алюминиевые рули и выносы относительно недороги, имеют небольшой вес и устанавливаются практически на все модели шоссейных велосипедов. Карбон применяется реже, в основном на велосипедах класса хай-энд, выступая единственным материалом на данный момент, использующимся для производства интегрированных кокпитов.

Сидение

На шоссейном велосипеде, традиционно, используется узкое и достаточно жёсткое седло. Его задача – обеспечить поддержку седалищных костей велосипедиста, сохранив при этом нормальный кровоток органов таза и не мешать вращению педалей. Для человека, впервые севшего в седло шоссейного велосипеда, оно вряд ли покажется комфортным, но дискомфорт начнёт проходить с количеством пройденных километров. И да, использование велосипедной формы или белья с особой подкладкой “памперсом”, отводящей пот и снижающей трение на седле, для езды на шоссейном велосипеде если не обязательно, то крайне желательно.

Изначально, для создания седла использовалась натуральная кожа и сталь, но со временем, кожа уступила место синтетическим материалам, а стальные рамки хоть и остались, но лишь на любительских моделях, уступив в профессиональных моделях титановым и карбоновым.

Подседельный штырь на большинстве классических шоссейных велосипедов также имеет классическую, круглую форму. В зависимости от класса, он может иметь один или два болта зажима крепления седла, ту или иную степень смещения зажима относительно оси штыря, материалом для его изготовления служит надёжный и недорогой алюминий, либо превосходно справляющийся с вибрациями от дороги, карбон.

Современность = аэродинамика.

Чуть раньше мы сравнили шоссейный велосипед с воздушным судном – самолётом или планером. У них действительно много общего, в первую очередь, это работа в среде набегающего потока воздуха. С увеличением скорости, сопротивление воздуха нарастает, обеспечивая самолёту возможность полёта, но становясь самым серьёзным препятствием для желающего достичь высокой скорости, велосипедиста. Трение в подшипниках и приводе, сопротивление качению резины – всё это лишь малые крохи по сравнению с тем, как влияет на скорость поток воздуха. Велосипедист в движении представляет собой совокупность, в которой объединяются человек и машина и там, где важна скорость, важно в первую очередь, снизить влияние основной силы, противодействующей движению. Как следствие, шоссейный велосипед, занимающий позицию самого быстрого типа велосипеда, имеет в основе своей скорости в первую очередь, аэродинамически-эффективное положение для велосипедиста. Правила шоссейных гонок накладывают определённые ограничения на конструкцию велосипеда, но тем не менее, наука и усилия разработчиков делают своё дело. Существую шоссейные велосипеды, где аэродинамическая эффективность достигает своего пика – это так называемые аэробайки, а также модели для раздельного старта, где гонщик проходит дистанцию гонки один, не пользуясь преимуществами аэродинамической тени, создаваемой при езде в группе. Особенностью аэродинамически эффективных велосипедов являются массивные, имеющие каплевидный профиль трубы рамы, колёса с высокими ободами, велосипед для раздельного старта можно отличить от аэробайка по характерному рулю, оборудованному “лежаком” – ручками с упорами для предплечий гонщика (в групповых гонках такие рули запрещены). Задача таких велосипедов – максимально эффективно “резать воздух”, достигая самых высоких скоростей. Но есть и недостаток – при наличии бокового ветра, езда на таком велосипеде превращается в борьбу с ним – в дело включается эффект парусности, буквально сносящий велосипедиста с дороги. Поэтому, в классических гонках, особенно в тех из них, которые проходят в горных районах с нестабильной погодой и неожиданными порывами ветра, используются классические велосипеды с круглым профилем труб и низким профилем ободов на колёсах. Скорость здесь – результат слаженной работы команды. Спортсмены создают для гонщика-специалиста, будь то спринтер-финишёр или профессиональный “горняк”, легко преодолевающий тяжёлые подъёмы, комфортную обстановку и аэродинамическую тень, позволяющую ему экономить силы на пути к месту, где его таланты позволят команде одержать победу.

Но даже в деле разработки классических велосипедов для групповых гонок, производители не забывают про аэродинамику, в той степени, в которой она применима для таких велосипедов. Классический шоссейный велосипед должен быть, в первую очередь, лёгким, жёстким и при этом, достаточно комфортным. Но среди традиционных круглых труб рамы, мы всё чаще встречаем профиль, оптимальный с точки зрения аэродинамики. Маленькие, но важные “аэро-детали” встречаются повсеместно – от скрытых от потока воздуха зажимах подседельного штыря, до полностью интегрированной внутрь рамы проводки переключателей и тормозов. Каждая из таких деталей вносит свой маленький вклад в конструкцию велосипеда, а их совокупный эффект в итоге оказывает влияние на главное – скорость.


И как всегда, в завершение: в нашем интернет магазине SLOPESTYLE.STORE как всегда все модели знаменитого классического шоссейного велосипеда MERIDA SCULTURA!

В силу последствий пандемии COVID-19, поставки велосипедов осуществляются с задержкой, но вы всегда можете подписаться об уведомлении о поступлении нужной вам модели и сразу оформить заказ, как только нужный велосипед появится в магазине!

Поделиться