Вашему вниманию перевод очень интересной статьи Cyclingnews.com. Журналисты решили разобраться, насколько же тяжела самая знаменитая многодневка World Tour’а, насколько трудно участие в ней для профессиональных гонщиков и возможны ли в принципе подобные нагрузки для обычного любителя.

Насколько тяжёл Тур де Франс?

Мы изучим мощность, калории, процесс восстановления и многое другое, чтобы сравнить усилия гонщика Тур де Франс с усилиями обычного велосипедиста.

Когда мы смотрим Тур по телевизору, мы часто не понимаем, насколько это тяжёлая гонка. Глядя на гонщиков, таких как Тадей Погачар (UAE Team Emirates), танцующих на педалях и преодолевающих крутые склоны вдалеке от своих соперников, может возникнуть мысль о том, что для них это не сложнее прогулки в парке.

Конечно, мы знаем, что мир большой гонки отличается от воскресной поездки с велоклубом, иначе все мы уже стояли на старте в борьбе за жёлтую майку, но тем не менее, такие моменты выглядят вдохновляющими.

И это вдохновение в какой то момент заставляет задаться вопросом, как же мы сами будем выглядеть в профессиональном пелотоне, как долго мы продержимся. Те из нас, кто имеет в своём распоряжении цифры – ватты на килограмм, данные FTP и так далее, задаются вопросом – как эти цифры соотносятся с показателями лучших гонщиков. И, в конце концов, насколько на самом деле сложен Тур де Франс.

Само собой, гонка тяжёлая. Очень тяжелая. Но нам этот ответ не подойдёт, поэтому мы попытаемся точно определить насколько она трудна и как это соотносится с тем, с чем приходится сталкиваться нам, простым смертным.

Чтобы найти ответы на все вопросы, нам пришлось “копать”. Мы покопались родбуке 2021 года, в файлах мощности гонщиков, чтобы количественно оценить их усилия, а также в данных восстановления, чтобы увидеть, насколько сильную нагрузку они испытывают. Мы также взяли данные широкой публики, чтобы попытаться всё сравнить.

11 этап Тур де Франс 2021: подъём на Мон-Ванту.

Местность.

Тур де Франс 2021 года это 3414 километров (2121 миля), эту дистанция, которую необходимо пройти гонщикам, не считая езды в два дня отдыха. Это примерно как от Нью-Йорка до Солт-Лейк сити, или как пять раз от Лондона до Парижа. Или от Мельбурна до Перта, если вы вдруг в Австралии.

На дистанции гонщики преодолевают множество подъёмов, от небольших холмов до высочайших горных перевалов. В этом году, двойной подъём на Mont Ventoux 11го этапа представлял из себя 4000 метров набора высоты на 199 километров дороги.

Данные, опубликованные в Strava, говорят нам о том, что Матей Мохорич (Bahrain Victorious), к 19 этапу набрал 43526 метров – в пять раз больше высоты Эвереста.

Хотя нам проще думать о тяготах подъёма, есть и обратная сторона езды в горах: со многими трудностями приходится сталкиваться и на спуске.

Для нас, обычных велосипедистов, движение вниз выглядит просто – просто прекращаем крутить педали, позволяя гравитации делать своё дело. Но не стоит забывать, что гонщики находятся на гонке и им приходится спринтовать в поворотах и нарушать законы физики чтобы ехать так быстро, как это возможно. И это требует огромной сосредоточенности и умственных усилий.

Доказательство мастерства Матея Мохорича. (Изображение предоставлено Strava)

Для примера, изучая данные Мохорича, мы видим, что его максимальная скорость на Туре составила 99 км/ч, несколько раз он был близок к этой цифре. Он набрал максимальную скорость спускаясь с Col du Tourmalet на 18м этапе, двигаясь со средней скоростью 92 км/ч 23 секунды до момента, когда перед ним возникли два крутых поворота. Сложно представить, какого внимания и когнитивной нагрузки ему это стоило.

Тренировка.

В Тур де Франс участвуют лучшие в мире гонщики, все они – профессионалы, проводящие в седле примерно 30-40 часов в неделю. Но постойте, прежде чем вы бросите работу с девяти до пяти и начнете кататься на велосипеде целый день, знайте, что они не просто катаются для удовольствия, а проходят тщательно продуманные и структурированные программы тренировок, разработанные лучшими в мире физиологами и тренерами.

К сожалению, даже имея эти знания в своём распоряжении, для большинства из нас этого будет недостаточно, чтобы бросить работу и сесть в седло. Профессиональные гонщики имеют в определённый потенциал, обусловленный генетикой, позволяющий им тренироваться с высокой интенсивностью и достаточно быстро восстанавливаться, повторяя цикл снова, изо дня в день.

Чтобы попытаться разобраться в цифрах, мы обратились к TrainerRoad – популярному приложению для занятий велоспортом в помещении, которое стало универсальной тренировочной платформой с данными более чем миллиона пользователей. Попробуем разобраться в количестве структурированных тренировок, с которыми в среднем справляется велосипедист.

Среднее количество структурированных тренировок пользователей TrainerRoad.

Следуя данным TrainerRoad, среднее время тренировок начинающего велосипедиста составляет 3.53 часа в неделю, 3.61ч для мужчин и 3.06ч для женщин. В то же время, для “продвинутых” велосипедистов эта цифра составляет 6.43 часа в неделю (6.5ч мужчины, 5.46ч женщины).

Это означает, что средний начинающий велосипедист выполняет всего лишь 10 процентов от тренировочной программы участника Тур де Франс.

Временные рамки.

Чтобы завершить тур, нельзя просто достичь финишной черты, необходимо уложиться в лимит времени, отведённый для каждого этапа.

Ник Дламини в одиночку пересекает финишную черту в Тине, отстав от победителя этапа более чем на 90 минут.

Следуя правилу 2.6.032 свода правил UCI, лимит времени определяется так:

“Лимит времени должен быть установлен для каждой гонки, в соответствии с характеристиками дистанции”.

“Только в исключительных случаях, непредсказуемых и относящихся к форс-мажору (непредвиденным обстоятельствам) комиссары могут увеличит лимит после консультации с организаторами.”

Проще говоря, лимит времени устанавливается организаторами в зависимости от сложности участка. Мы не будем вдаваться в подробности о том, как он вычисляется, но в зависимости от параметров дистанции и результата самого быстрого гонщика, обычно это самое быстрое время и ещё от четырёх до восемнадцати процентов.

В этом году темой обсуждения стала борьба на горных этапах спринтера, Марка Кавендиша и продолжение гонки после аварии Ника Дламини на девятом этапе, несмотря на то, что лимит времени был превышен им на полтора часа.

В итоге, всё это значит, что на Туре необходимо не просто пройти дистанцию, а сделать это не отставая от лидера на какие-то проценты, поэтому ехать нужно быстро.

Скорость.

В попытках разобраться, на сколько трудным будет Тур, необходимо понимать, с какой скоростью нужно ехать, чтобы не отставать.

С 2007 года средняя скорость победителя была равна 40.07км/ч (24.89 миль в час). Любой, кто участвовал в гонках с раздельным стартом, знает, как сложно поддерживать такой темп на протяжении 10 миль, что уже говорить о двух тысячах, составляющих дистанцию Тура.

Тем не менее, если Вы ездили в группе, Вы так же знаете, какие преимущества даёт драфтинг. До того момента, пока дорога не начнёт уходить вверх и гравитация не сделает всё, чтобы Вас остановить.

После победы Бена О’Коннора в Тине на 9 этапе мы проанализировали его выступление и увидели, насколько сильным должен быть гонщик AG2R Citroën, чтобы выиграть этап Тур де Франс. Финальным подъемом на этом этапе был Montée de Tignes, протяженностью 31,1 км со средним уклоном 4,1%. Этот подъем занял у О’Коннора 1 час 12 минут, в течение которых он ехал со средней скоростью 26 км/ч (16,15 миль в час), естественно, сделав KOM в Strava.

Но даже если Вы не боретесь за победу, а просто пытаетесь дойти до финиша уложившись в лимит, вам все равно придется поддерживать очень высокий темп. В 2020 году Роджер Клюге финишировал в самом низу GC, отставая от победителя, Тадея Погачара с его результатом 87:20:13 на 6:07:02. При этом Клюге сохранял среднюю скорость 39,09 км/ч (24,29 миль в час).

Мощность.

Обычно используемой и широко используемой оценкой способностей гонщика является FTP, или функциональная пороговая мощность, которая считается максимальной мощностью, которую гонщик может выдержать в течение часа. Его часто проверяют с непрерывным 20-минутным усилием, при этом средняя мощность этого усилия умножается на 0,95.

Измеренное в ваттах, это может быть указано в абсолютном значении или в «ваттах на килограмм», где абсолютное значение делится на вес гонщика. Так, например, гонщик весом 75 кг с абсолютным FTP 300 Вт будет иметь FTP с поправкой на вес 4 Вт/кг.

В нашем анализе данных О’Коннора мы рассчитали, что его абсолютный FTP составляет 395 Вт, а согласно ProCyclingStats его вес составляет 67 кг, что означает, что он может похвастаться FTP 5,89 Вт/кг.

Точно так же во время Тура 2020 года мы проанализировали мощность Тадея Погачара после его рекордного подъёма на Коль-де-Пейресурд и рассчитали его FTP, равный 410 Вт, или 6,2 Вт/кг.

Чтобы сравнить это со средним велосипедистом, мы вернулись к TrainerRoad, который предоставил средний FTP для всей своей базы данных.

Средний абсолютный FTP всех пользователей TrainerRoad.
Средний FTP на вес всех пользователей TrainerRoad
  • Новички мужчины, средний показатель FTP составляет 214 Вт (2,81 Вт/кг).
  • Опытные мужчины, в среднем поднимаются до 271 Вт (3,75 Вт/кг).
  • Начинающие женщины, средний показатель FTP составляет 146 Вт (2,45 Вт/кг).
  • Опытные женщины, в среднем поднимаются до 204 Вт (2,75 Вт/кг).
  • У всех начинающих велосипедистов, вместе взятых, средний показатель FTP составляет 204 Вт (2,75 Вт/кг).
  • У всех опытных велосипедистов, вместе взятых, средний показатель FTP составляет 266 Вт (3,72 Вт/кг).

Конечно, помимо этого есть много других факторов. Не в последнюю очередь – способность сопротивляться усталости, способность выдавать такие же высокие показатели мощности в конце долгого дня или в конце трех недель гонок подряд.

Для подъёма на Монте-де-Тинь, О’Коннору требовалось в среднем 345 Вт (5,1 Вт/кг) в течение 1 часа и 12 минут – это в день, когда в средний FTP составлял 311 Вт (4,6 Вт/кг) на протяжении более чем четырех с половиной часов.

А для подъёма Погачара на Коль-де-Пейресурд в 2020 году на 8 этапе, средний показатель был 429 Вт (6,7 Вт/кг) на 24:08, в конце четырехчасового этапа, включающего три горы.

Чтобы понять, насколько это хорошо, любой, кто провел время в гонках на Zwift, знаком с пятью категориями мощности Zwift (A +, A, B, C и D). A + здесь самая высокая, и чтобы попасть в эту категорию, вам понадобится FTP 4,6 Вт/кг.

Энергия.

Чтобы сохранить всё, о чем рассказано выше, спортсмен должен есть. Много.

Возвращаясь к Матею Мохоричу и суммируя его расход калорий по состоянию на 19 этап, словенский гонщик потреблял в среднем 4277 калорий в день, что в общей сложности составляет 81 274 ккал.

Итак, насколько это сложно для профессиональных гонщиков?

К настоящему времени у нас есть довольно хорошее представление о том, насколько сложен Тур де Франс, но перед нами профессиональные спортсмены, они лучшие гонщики в мире, и это их работа. Выходит, что это непосильная задача для нас, простых смертных, а для них – просто как ещё один день в офисе? Не совсем так.

Чтобы оценить всё в цифрах, мы обратились к Whoop, спонсору EF Education-Nippo , и производителю фитнесс-браслета, в котором используется оптический датчик пульса для непрерывного мониторинга частоты пульса и её изменений, что можно использовать для количественной оценки различных показателей.

Для тех, кто интересуется, как это работает, доктор Стефани Шелл, старший физиолог, специализирующийся на восстановлении в Австралийском институте спорта, более подробно рассказала о научной стороне для нашего обзора Whoop 3.0. Проще говоря, браслет использует эти показатели, чтобы сформировать “оценку нагрузки и восстановления”. Оба показателя рассчитываются с использованием запатентованных алгоритмов Whoop, нагрузка оценивается по 21 балльной шкале, а восстановление оценивается по процентной шкале.

Whoop поделились данными ряда своих гонщиков на различных этапах гонки в этом году. Самый полный из этих наборов данных предназначен для специалиста разделки, Стефана Биссеггера.

Глядя на его данные, мы можем увидеть, как эти алгоритмы оценивают сложность гоночных дней Биссеггера по сравнению с его собственным исходным уровнем, таким образом количественно оценивая, насколько тяжелыми были эти дни для самого Биссеггера.

Для девяти этапов, по которым у нас есть данные, Биссеггеру еще предстоит провести день с показателем ниже 17,4, а на всех этапах с 9 по 13 результат выше 20 из 21, что позволяет предположить, что даже для него Тур де Франс это предельная нагрузка. При этом, его восстановление сильно отличалось. Его самый низкий показатель – 30 процентов, самый высокий – 81.

Данные Стефана Биссеггера с этапа 13

В общем, можно с уверенностью сказать, что Тур де Франс действительно жесток. Это намного превосходит возможности большинства любителей и по-прежнему недоступно для опытных, тренирующихся велосипедистов. И даже для профессионалов, вышедших на Тур де Франс, добраться до финиша – тяжёлая задача, на Туре 2021 года десятки гонщиков не уложились в лимит.

Те же, кто действительно смог добраться до Парижа, находились поистине на грани своих возможностей, и это делает шоссейный велоспорт таким захватывающим для нас, зрителей.

Поделиться