Композитные материалы, совершенная подвеска, бескамерные покрышки, электронное переключение, беспроводные технологии и электропривод: второе десятилетие двадцатого века было богато на инновации в велоиндустрии. Но если говорить о маунтинбайке, то без сомнения, самым главным изобретением стал регулируемый подседельный штырь – “дроппер”.

Необходимость иметь разную высоту седла всегда была тесно связана с самой сутью маунтинбайка – возможностью ездить по бездорожью, преодолевая рельеф – подниматься в гору и спускаться с горы вниз.

Сейчас маунтинбайк сложно представить себе без подвески – как минимум, амортизационная вилка присутствует всегда. Но даже огромный ход подвески не способен реализовать возможность преодоления рельефа, который обеспечивают руки и ноги райдера. Но чтобы воспользоваться ими, необходимо иметь достаточный запас места в седле велосипеда, за которое, в первую очередь, отвечает высота того самого седла.

Идею дать велосипедистам возможность опустить седло на ходу пришла в голову тайваньским инженерам из компании Kind Shock. Идея была взята от офисного кресла: телескопическая конструкция с гидравлической системой блокировки хода.

Штырь представляет из себя достаточно простую конструкцию: две трубы вставляются одна в другую. В месте соединения двух этих труб установлено уплотнение – пыльник и сальник, предотвращающие попадание внутрь грязи и песка, подшипник скольжения, обеспечивающий плавный ход. Чтобы исключить избыточный люфт, имеется система специальных направляющих.

Дело за малым – добавить механизм, обеспечивающий фиксацию положения штыря в нужной точке, установить пружину и механизм управления.

Первые штыри управлялись рычагом под седлом и для того, чтобы изменить высоту седла, необходимо было снять руку с руля и нажать на рычаг или кнопку. Логичным развитием такой конструкции стал тросиковый привод, позволивший расположить рычажок управления, напоминающий привычную “манетку”, на руле, чтобы не было необходимости тянуться рукой “под селдо”.

Механизм блокировки штыря в нужном положении имел много различных вариантов и воплощений, были представлены как гидравлические (KS, Fox, Rock Shox итд), так и механические системы (Gravity Dropper, Rase, E.13)

В случае с гидравлической системой, использовалась схема с плавающим поршнем и воздушной пружиной: масло размещается в двух объёмах, разделённых между клапаном управления и отделяется от воздуха под большим давлением с помощью движущегося по штоку поршня. Воздух давит через поршень на масло, которое может свободно перетекать из одной части камеры в другую пока открыт клапан – штырь поднимается. Когда клапан закрывается, масло перестаёт двигаться и штырь фиксируется. При полном сжатии штыря давление в воздушной камере повышается, и при открытии клапана воздух через поршень выталкивает масло и штырь поднимается. Конструкция довольно простая, но требует достаточной точности в изготовлении всех компонентов, что приводит к удорожанию конструкции.

В “механических” штырях используется обычная стальная или воздушная пружина и блокировка с помощью обычной механической “защёлки”. В отличии от гидравлики, такие штыри имеют несколько фиксированных положений, в случае ранних разработок их было два или три, современные механические штыри обеспечивают фиксацию с достаточно небольшим шагом: положений может быть десятки. К недостаткам механических штырей можно отнести большой вес и, на удивление, невысокую надёжность: как показывает практика, механика подвержена скорейшему износу по сравнению с гидравликой – своё влияние оказывает большое количество движущихся частей и, далёкие от идеальных, условия эксплуатации.

В любом случае, необходимо признать: подавляющее большинство современных регулируемых штырей создано с использованием гидравлической схемы. По состоянию на 2022 год гидравлическая составляющая механизма реализуется двумя путями: полностью обслуживаемая система и необслуживаемый гидравлический картридж.

Конечно, любой технически-продвинутый велосипедист хочет иметь возможность полного обслуживания, но как показывает практика, процесс технического обслуживания механизма штыря достаточно сложен, зачастую требует наличия специального инструмента и дорогого ремкомплекта.

Современные производственные мощности привели индустрию к решению о преимуществах закрытого необслуживаемого картриджа – его производство недорого, а работы по замене неисправного картриджа на новый может провести даже начинающий механик или сам владелец. Крупные компании, предоставляющие ОЕМ-решения для велоиндустрии, поставили производство “внутренностей” штырей на поток, что сделало регулируемый штырь достаточно доступным компонентом, как в составе готовых велосипедов, так и на рынке отдельно продающихся компонентов.

Картридж подседельного штыря MERIDA

На момент появления регулируемых штырей, основным способом управления был рычаг под седлом. Налицо относительное неудобство такого способа. В итоге, к клапану был подведён трос, а сам рычаг расположился на руле, рядом с тормозной ручкой. Rock Shox пошли необычным путём, оснастив свои штыри не тросовым, а гидравлическим приводом. На первых моделях штырей трос уходил туда же, под седло, что доставляло некоторые неудобства – избыточная длина троса при опущенном седле образовывала петлю, которой легко было за что-нибудь зацепиться, движущийся трос повреждал краску на раме, а в случае падения, мог стать причиной поломки самого штыря. Хоть и путём заметного усложнения конструкции, место входа троса было перенесено на неподвижную часть штыря, а затем, была реализована система внутренней проводки, где трос управления подсоединялся к штырю снизу, проходя через трубы рамы.

Поводом к этому стало массовое введение систем внутренней проводки для других компонентов, таких как переключатели и тормоза, и опция совместимости с подседельным штырём стала важной составляющей характеристик любой рамы для горного велосипеда.

Пару слов об элементе управления – манетке. В эпоху передних переключателей, манетки управления штырями представляли из себя разнообразные решения, порой достаточно неудобные. Но с началом массового распространения привода с одной ведущей звездой и отказа от передних переключателей, управление штырём заняло свободное место – под тормозной ручкой, повторяя с точки зрения эргономики и расположения привычный рычаг управления “передней” манеткой.

Идея полностью избавиться от “проводов” не оставляет и рынок подседельных штырей. Решения с использованием беспроводных технологий предлагала Magura, подседельный штырь Reverb с беспроводным управлением имеется в ассортименте компонентов SRAM. На данный момент есть информация о наличии технических патентов на подобные решения и от второго гиганта – Shimano.

Говоря о подседельных штырях с регулировкой высоты, мы говорим о маунтинбайках. Но в последние годы всё больше производителей предлагают регулируемый подседельник и в комплектации гравийных велосипедов. Там заняли своё место штыри с небольшим ходом (до 100мм), а Shimano даже предложили решение с управлением штырём с помощью левого “пистолета” GRX для систем с одной ведущей звездой. Впрочем, поклонникам SRAM не стоит расстраиваться: есть “народный” способ адаптации шифтера DoubleTap для работы с регулируемым штырём, причём без потери возможности вернуть функционал работы с переключателем при необходимости.

И наконец, шоссейный велоспорт – регулируемый штырь с победой ворвался в мир мировых шоссейных гонок, сыграв решающую роль в победе Матея Мохорича на знаменитой гонке Милан – Сан-Ремо. Изучая рельеф гонки, менеджмент команды решился на необычный шаг – оборудовать MERIDA SCULTURA Матея регулируемым штырём и приступить к тренировкам, позволяющим раскрыть его преимущества. На финальном спуске гонщик BAHRAIN VICTORIOUS воспользовался возможностями опустить седло, заняв недоступную ранее позицию, занизить центр тяжести и получить больше уверенности в управлении велосипедом на огромной скорости. Рельеф последних километров гонки был достаточно сложным, и Матей активно использовал разную высоту седла, чередуя скорость на спуске и активное педалирование с поднятым седлом, что обеспечило ему просто впечатляющую победу.

Матей Мохорич и его MERIDA SCULTURA с дроппером

Сейчас на рынке представлено множество моделей регулируемых подседельных штырей, начиная от простейших моделей от неизвестных китайских производителей, заканчивая хай-энд решениями от известнейших компаний. На выбор – внешняя либо внутренняя проводка, разный рабочий ход – от 50 до более чем 200мм, обслуживаемые и необслуживаемые системы, гидравлика и механика. Принцип работы всех штырей одинаков: для того, чтобы опустить седло, необходимо зажать манетку управления и надавить на седло, рукой или весом собственного тела. Когда штырь опустится – отпустите манетку и штырь зафиксируется в нужном положении. Чтобы поднять седло, просто нажмите на рычаг манетки и штырь поднимется. Всё просто и гениально.

Главное, что нужно иметь ввиду каждому владельцу регулируемого подседельного штыря – как и любой другой компонент велосипеда, штырь требует обслуживания. В зависимости от качества штыря, частота может отличаться, но в любом случае – попадание внутрь воды или грязи быстро приводит к выходу штыря из строя. Механизм скольжения всегда должен быть смазан, а уплотнение между двумя основными частями штыря не должно иметь повреждений. Большинство штырей имеют возможность увеличить скорость возврата штыря в верхнее положение путём увеличения давления воздуха в воздушной пружине. Максимальное давление ограничено – никогда не следует его превышать. И ещё один очень важный момент: никогда не поднимайте велосипед за седло если штырь находится в каком-либо положении, кроме самого верхнего. Даже в случае дорогих хай-энд штырей, это может привести к поломке. Также, если Вы любите зимнее катание и не готовы заменить регулируемый подседельный штырь на обычный в этот период, перед выходом из дома поднимите седло и не изменяйте его положение какое-то время, чтобы температура внутри штыря сравнялась с температурой воздуха – это также поможет избежать преждевременного выхода штыря из строя. То же следует сделать и по возвращении в тёплое помещение. И конечно же, прежде чем производить какие-либо действия по ремонту или обслуживанию штыря, обязательно ознакомьтесь с инструкцией производителя: необдуманные действия с компонентами, подразумевающими высокое давление масла и воздуха могут быть очень опасны.

 

Ну и в завершение: подседельные штыри MERIDA, запчасти и аксессуары для них в нашем интернет-магазине SLOPESTYLE.STORE

Поделиться