Классический шоссейный велосипед, аэробайк, эндуранс. Но время идёт и в начале третьего десятилетия 21 века на рынок шоссейных гоночных велосипедов выходит новый игрок.
Как всегда, немного истории, шоссейные велогонки начали набирать свою популярность в конце 19 века, первая официально задокументированная велогонка прошла 31 мая 1868 года в Сен-Клу под Парижем. В 1892 году была создана международная велосипедная ассоциация (ICA), а в 1896 году велоспорт был включён в программу летних Олимпийских игр. Вскоре ICA прекратила своё существование в силу имевшихся проблем, и 14 марта 1900 года был создан UCI – Union Cycliste Internationale, международный союз велосипедистов, ставший более чем на 100 лет основным регулирующим органом международного велоспорта, набирающего немыслимую популярность по всему миру. Спустя три года, во Франции, была впервые проведена самая знаменитая велогонка, легендарный Tour de France.
Все последующие годы велоспорт активно развивался, и хотя был период, когда внимание людей переключилось с газет, которые были основными спонсорами и учредителями велогонок, на современные средства массовой информации, велоспорт сумел успешно преодолеть и этот кризис.
UCI – один из главных героев нашего рассказа. За исключением организаторской и регламентирующей работы, на представителей UCI легла ещё одна важная задача – создать для гонщиков равные условия на соревнованиях. О традиционном допинге мы говорить не будем, нас интересует допинг «технический», использование достижений прогресса и инженерной мысли в целях обеспечить преимущество спортсмену на гонке.
За ограничения, регулярно вводимые UCI, союз можно не любить. Но, всё равно, следует признать, что именно строгие требования, предъявляемые к оборудованию на велогонках, позволяют сделать их интересными. Позиция союза по некоторым вопросам может показаться строгой, но тем не менее, она позволяет производителям поддерживать необходимый уровень технологий для участия в гонках и других мероприятиях. И даёт спортсменам мотивацию для улучшения персональных возможностей и командной тактики, вместо слепой эксплуатации технических новшеств, не позволяя заменить гонку спортсменов гонкой инженеров.
Для примера, вплоть до 1933 года на Джиро д’Италия и до 1937 года на Тур де Франс, правилами UCI было запрещено использование системы переключения на велосипеде. И лишь стремление сделать гонки более зрелищными на горных этапах привело UCI к снятию запрета.
Одним из самых известных ограничений UCI является введённый в 2000 году нижний лимит веса гоночного велосипеда. 6.8 килограмма – велосипед, весящий меньше, не может быть использован в гонках. Причиной изначально стала безопасность – взрывное развитие технологий изготовления рам и компонентов из композитных материалов позволило существенно снизить вес, но погоня за минимальным весом сказалась на надёжности, что привело к нескольким неприятным инцидентам с супер-лёгкими велосипедами.
Когда стало понятно, что даже несмотря на потенциал дальнейшего облегчения велосипеда, практическая польза от этого на соревнованиях исчезла, производители обратились к борьбе против главного врага гонщика – сопротивлению воздуха. Нашлись решения, призванные оптимизировать воздушный поток, обтекающий велосипедиста. Тут пригодились разработки, взятые из авиа и кораблестроения – велосипеды начали получать особый профиль труб, при разработке рам стали учитываться все аспекты аэродинамики, так появился аэробайк.
UCI опять не остался в стороне – союзом велосипедистов были введены ограничения, определяющие наличие и положение труб велосипедной рамы, а так же максимальные пропорции толщины профиля к его ширине, чтобы исключить возможность бесконечной гонки инженеров, увидевших в аэродинамике новые горизонты. Правильно спроектированный аэробайк в совокупности с правильной посадкой, давал гонщику существенное преимущество в скорости. И, конечно же, аэробайк стал незаменимым на этапах с раздельным стартом, где у гонщика нет возможности следовать в аэродинамической тени товарищей по команде.
Год за годом, уровень возможностей разработки и производства возрастал, качество и надёжность велосипедных компонентов начали уходить от того минимума, ради которого был введён 6.8-килограммовый лимит, а в вопросе аэродинамики мощные прорывы в эффективности сменились борьбой за проценты и доли процентов аэродинамического преимущества. Имея запас по весу, разработчики начали активно продвигать установку дисковых тормозов на шоссейные велосипеды. Несколько лет между ободными клещевыми тормозами и гидравлическими дисковыми системами наблюдалась конкуренция, после инцидента в 2016 году последовал даже запрет от UCI, но в 2018 году диски всё-таки победили.
С момента появления, между аэробайком и классическим шоссейником имелось существенное и заметное отличие. Аэробайк, будучи быстрее на ровной дороге, за счёт своей высокой жёсткости практически не подходил для езды по покрытиям, далёким от идеальных, имел низкий уровень комфорта для гонщика и имел больший вес. Он подвержен влиянию бокового ветра, он дороже в производстве и сложнее в обслуживании, но всё это меркнет перед главным его качеством – он быстрее. Классический шоссейный велосипед называют Climbing Bike – и в этом его главное преимущество, не позволяющее гонщикам отказаться от лёгких шоссейников: он может ехать в гору. Вне зависимости от погоды и ветра, преодолевать горные перевалы с необходимой для гонок высокого уровня возможно только на классическом лёгком шоссейнике.
Так было последние 10 лет, и инженеры наконец столкнулись с ситуацией, когда улучшать, по сути, уже нечего. Возрастающая надёжность уже давно отражает лимит веса: освободившиеся граммы были пущены на дисковые тормоза и разнообразные полезные дополнения, такие как измеритель мощности. А в аэродинамике был просто взят предел – сделать конструкцию ещё более эффективной стало невозможно исходя из ограничений UCI.
Но конструкторская мысль не может стоять на месте – началось заимствование технологий. Так аэробайки начали становиться легче, а классические велосипеды – получать решения, ранее встречающиеся только у аэробайков. А новым горизонтом, который производителям ещё только предстояло взять, стал комфорт. Именно фокус на комфорте позволил начать новую главу в разработке гоночных шоссейных велосипедов. Шоссейный велосипед, каким бы он ни был, безусловно, не самый комфортный тип велосипеда на свете, не говоря уже о гоночных моделях, где жёсткость конструкции является основой для передачи усилий спортсмена через привод на колёса.
Даже самый сильный и тренированный спортсмен рано или поздно начнёт испытывать усталость, и вибрации от дороги будут её усиливать, причём прогрессивно. И если на сверкоротких дистанциях это может показаться не столь важным, то когда счёт идёт на десятки километров, не говоря уже о сотнях Гранд-Тура, преимущество получит тот, у кого получится сэкономить силы.
Эксперименты по созданию нового велосипеда начались в 2018-2019 годах, тогда увидели свет первые модели, по которым уже нельзя было абсолютно точно сказать, что перед нами – классика или аэробайк. Рама получила увеличенный профиль труб, а испытания в аэротрубе с обязательным проектированием в среде моделирования потоков, стали нормой. На гоночных велосипедах стала обязательной интегрированная проводка, проходящая внутри рамы.
Видя необходимость сохранения и повышения комфорта новых моделей велосипедов даже при использовании труб с большим профилем, производители стали активно использовать разнообразные решения, основанные на принципах упругости и модели плоской пружины. Податливые перья заднего треугольника дали возможность сохранить комфорт классической рамы, получившей прибавку в аэродинамике, но стояла задача не только сохранить, но и улучшить.
Решающими стали исследования, доказавшие, что сопротивление качению широких покрышек по сравнению с узкими отличается незначительно.
Долгое время на шоссе правила бал узкая резина: трубки и клинчера достигали максимум, 21 миллиметра, и лишь на серьёзном рельефе, таком как булыжники Париж-Рубе, гонщики устанавливали колёса с резиной до 25мм. Исследования показали, что покрышки (или трубки), имеющие больший объём и, как следствие, чуть меньшее давление, имеют лучшее сцепление, лучше справляются с вибрациями от дороги, при этом не уступая в показателях лабораторных тестов сопротивления качению, которое при равном давлении у широких покрышек оказалось даже меньше, чем у узких.
Проведя многочисленные испытания, разработчики пришли к выводу, что за счёт большего комфорта и сцепления итоговый результат для конкретных гонщиков в реальных, а не лабораторных условиях, лучше на широкой, а не на узкой резине, даже если речь идёт о коротких дистанциях, не говоря уже о средних и больших.
И если раньше зазоры, достаточные для установки резины более 25 миллиметров, были уделом лишь комфортных эндуранс-моделей, далёких от большого спорта, то современный шоссейный велосипед подразумевает установку колёс с покрышками или трубками 28-30мм, с тенденцией к дальнейшему увеличению.
Современный шоссейный велосипед – Modern Road Bike, в сезоне 2022 это словосочетание услышали все, кто интересуется новинками на рынке шоссейных велосипедов. В том или ином виде, концепция была представлена всеми ведущими производителями. Некоторые из них подходили осторожно, оставляя в гоночных линейках классику и аэробайки, а модели Modern Road позиционируя как идеальные велосипеды для индивидуальных спортсменов и клубного катания, другие аккуратно вводили новинки через эндуранс-сегмент, при этом активно продвигая новые велосипеды на гонках Про-Тура в руках именитых спортсменов. Были и те, кто заменил велосипедами, полностью отвечающими концепции Modern Road свои гоночные модели, презентовав их на многодневках Гранд-Тура.
Итак, Modern Road. Какие основные признаки, позволяющие определить, что перед нами именно такой велосипед?
– Аэродинамика. Аэродинамические решения прослеживаются практически в каждом элементе велосипеда – конструкция рамы и вилки, детали конструкции, такие как интегрированный зажим подседельного штыря, полностью интегрированная проводка, с размещением гидролиний и рубашек/проводов внутри рулевого стакана, дисковые тормоза, часто – интегрированный узел «руль-вынос».
– Вес. В топовых комплектациях, вес велосипеда недалеко уходит от заветных 6.8кг, находясь в пределах 7-8 килограммов.
– Комфорт. Здесь всё просто – разнообразные решения, направленные на его увеличение, такие как заниженные верхние перья, плоские нижние перья, работающие как пружина, дополнительные демпфирующие элементы – фантазия разработчиков может быть безграничной. И как практически обязательный атрибут, возможность установки резины 28мм, а зачастую и больше.
Нужно ли это?
Если Вы – гонщик про-пелетона, занимающий призовые позиции на гонках Про-Тура, то напишите комментарий и поставьте «лайк» – нам будет приятно, что Вы читаете наши статьи. Если же Вы начинающий спортсмен и продвинутый любитель, то попробуем разобраться.
Любите подъёмы, испытываете удовольствие от запредельной нагрузки, а если однажды проснётесь с Карт-Бланш на Тур де Франс, то точно выберет себе профессию горняка? Modern Road будет не таким лёгким и тянущим в подъёме, но не забывайте, что после подъёма обязательно будет спуск (ну почти всегда…) и тут сцепление и управляемость современного шоссейника возможно, приведут Вас на подиум.
Вы поклонник аэро и всего, что с ним связано, каждый производитель аэродинамических фляжек мечтает о Вас в числе амбассадоров и лишь досадная случайность до сих пор не позволила вам подписать контракт века? Modern Road в ваших руках абсолютно точно будет медленнее, чем Ваш стремительный аэробайк. Но зато, вам не придётся выходить на улицу с приборчиком для измерения силы ветра, и тем более верить синоптикам (всегда врут!). Боковой ветер доставит неприятности, но не больше, чем бабушке-соседке, отправляющейся на велосипеде в ближайший магазин за свежей сметаной. Потеряв в скорости лишь немного, взамен Вы получите возможность ездить долго, далеко и в любую погоду.
Любите кататься в компании товарищей по клубу по этим красивым загородным дорогам, где мало машин? Modern Road придумали для Вас – по меньшей мере, так они нам говорят. И абсолютно точно Вы будете в числе тех, которые скажет «а дальше куда?» в момент, когда другие будут мечтать побыстрее оказаться дома.
Хотите себе шоссейный велосипед, но ещё не определились? А это, пожалуй, стопроцентное попадание! Он будет идеальным, по крайней мере в той части, за которую отвечает концепция и многолетний труд людей, занятых разработкой шоссейных велосипедов.
Любите раздельный старт? Простите, но видимо здесь будет единственное «пока нет». Хотя концепция современного шоссейного велосипеда получилась очень цепкой и зацепилась за все направления спорта, включая и раздельный старт. И, Вы не поверите, даже гравийники – об этом в нашем недавнем материале.
И да, всё, о чём мы написали, UCI-легально. Это, пожалуй, последний штрих к тому, что мы называем Modern Road.
Одним из представителей Modern Road безусловно, является гоночный Titan Racing Valerian. Велосипед был создан как замена классической гоночной модели, которую гонщики Team Valley Electrical успешно использовали в соревнованиях на протяжении нескольких лет. Желая достичь хороших результатов на крайне непростых гоночных дистанциях, компания выбрала концепцию Modern Road как обеспечивающую спортсменам необходимую универсальность, которую при правильно выбранной стратегии, можно превратить в заметное преимущество на соревнованиях.
В нашем интернет-магазине SLOPESTYLE.STORE открыт предзаказ с предоплатой на модели TITAN RACING 2023, среди которых, конечно же, Valerian!
Основные условия:
- Скидка 15% от розничной цены
- Предоплата 100%
- Срок поставки: до конца мая (будет несколько поступлений, первые велосипеды по предзаказу поступят уже в начале марта)
Теперь оформление предзаказа ничем не отличается от оформления заказа в нашем интернет-магазине: заходите на SLOPESTYLE.STORE и оформляете заказ!
И не забывайте подписаться на наш канал в Telegram и страницы в социальных сетях, чтобы узнавать все новости в числе первых!