Шоссейный и гравийный велосипед: в чём разница?

 

Шоссейник vs гравийник. Они выглядят почти одинаково, но это совершенно разные велосипеды. Давайте выясним отличия.


«Гравий» – самая горячая тема последних нескольких лет. Все говорят о размерах колёс, рулях с флейром, ширине и рисунке покрышек. Но для новичка вопрос выбора между шоссейником и гравийником может показаться на первый взгляд странным: в обоих случаях он видит шоссейный руль, два треугольника и колёса 700с.

Так же, как кросскантрийный байк отличается от трейлового или эндуро-байка, гравийный и шоссейный велосипеды имеют множество конструкторских решений, позволяющих каждому из них занимать своё определённое место.

Задачи и назначение.

Как понятно из названия, шоссейный велосипед создан для езды по гладким дорогам с асфальтовым покрытием, в то время как на гравийном велосипеде можно ездить по бездорожью, щебёнке, просёлочным и пожарным дорогам и даже по лесным тропинкам.

Нельзя сказать, что шоссейные велосипеды не могут быть использованы на каком-то бездорожье – каждый год профессиональные гонщики на лучших шоссейных велосипедах соревнуются на белых гравийных дорогах вокруг Сиены, в Италии. Шоссейные велосипеды имеют гораздо больше возможностей, чем может показаться на первый взгляд, но тем не менее, у них есть точно отмеченный предел, который сразу станет понятен после выезда на разбитую просёлочную дорогу.

Шоссейные велосипеды чётко разделились на два лагеря: гоночные и эндуранс модели. Гоночные велосипеды можно увидеть в руках профессионалов, когда те преодолевают все границы. Агрессивные углы, низкий вес, форма труб и компоненты, созданные для снижения аэродинамического сопротивления. Эндуранс-велосипеды имеют более высокую посадку, стабильное управление, высокие показатели комфорта. Некоторые модели оснащены разнообразными решениями для перевозки необходимых в дороге вещей, креплениями для багажников и крыльев.

Гравийные велосипеды созданы для езды в самых разных условиях, по разным дорогам. Можно спокойно ездить по асфальту или присоединиться к групповому заезду, но если в планах поучаствовать в ночном критериуме, можно обнаружить себя слишком медленным, даже если в руках один из лучших гравийников. Мы пока что не видим деления гравийных велосипедов на гоночные и эндуранс модели, но некоторые гравийники создаются с приоритетом гоночного использования, как например Cervelo Aspero, тогда как для других основным назначением будет приключенческая езда, например, Merida Silex. Обычно, такие велосипеды имеют множество точек для крепления бутылок и багажа, места для установки крыльев, обычно они несколько тяжелее, чем их шоссейные собратья.

Cervelo Aspero: гравийный гоночный велосипед.

Вес возрастает по причине необходимости усиления рамы, чтобы противостоять пыли и грязи из под колёс и, конечно же, жёсткому рельефу и дорожному покрытию там, где заканчивается асфальт. Немного лишнего веса добавляют и стабильности. Ультралёгкий велосипед на жёстком рельефе будет вести себя очень нервно, в то время как чуть более тяжёлый будет более «собранным».

Cervelo R5 — «классическая» шоссейная модель

Колёса и покрышки.

Отличие, сразу бросающееся в глаза – колёса и покрышки. Шоссейные велосипеды позволяют установить покрышку шириной 33-35 миллиметров максимум, в зависимости от типа, на большинстве из них используется резина гораздо уже. Современные гоночные велосипеды оснащаются покрышками 25мм, с возможностью установить 28мм, на эндуранс-моделях есть возможность установить более широкие покрышки. Широкая покрышка даёт возможность использовать низкое давление, обеспечивающее большее пятно контакта, и, как следствие, большее сцепление и комфорт. Лабораторные тесты показали, что широкие покрышки также имеют меньшее сопротивление качению.

Тем не менее, широкие покрышки тяжелее и, в зависимости от обода, могут повлиять на аэродинамику велосипеда. Обода шоссейных велосипедов рассчитаны на использование резины 25 или 28 миллиметров шириной, и если использовать более широкие покрышки, их профиль будет сильно выступать за профиль обода.

Гравийные велосипеды оснащаются покрышками начиная от 33 миллиметров и вплоть до размеров, обозначающихся в дюймах. Многие рамы позволяют использовать вместо колёс 700с, колёса и покрышки меньшего диаметра: 650b, или как их ещё называют, 27.5 дюйма. Как и в случае с шоссейными велосипедами, большое пятно контакта и низкое давление обеспечивают комфорт и сцепление, дополнительная ширина покрышки помогает проще передвигаться по сложному рельефу.

Рисунок протектора гравийных покрышек гораздо важнее, чем шоссейных. Шоссейным покрышкам не нужно врезаться в поверхность, поэтому зачастую, шоссейные покрышки имеют гладкий протектор.

Road vs Gravel: резина расскажет обо всём!

Гравийный велосипед создан для езды по покрытиям гораздо мягче асфальта, поэтому покрышки гравийных велосипедов имеют выраженный рисунок и разнообразные элементы, обеспечивающие сцепление на бездорожье. Существует множество вариантов рисунка протектора для гравийных покрышек, выбор правильного рисунка будет обусловлен погодой, местом катания и покрытием дорог, по которым планируется езда.

Многие гравийные велосипеды также позволяют использовать колёса и покрышки 650b (27.5 дюймов). На такие колёса можно поставить широкие покрышки, вплоть до двух дюймов, опять же, с низким давлением, высоким уровнем сцепления и комфорта. Это возможно благодаря тому, что физический размер колеса 700с с покрышкой 28-30мм совпадает с размером колеса 650b с резиной 1.6-1.8 дюйма. Использование таких колёс не приводит к заметным измененям в геометрии (угол рулевой колонки, вылет вилки) и почти не влияет на характеристики управляемости. Для обеспечения максимального зазора между перьями рамы и протектором покрышки, гравийные байки оснащаются заниженным пером со стороны привода или широкой фрезерованной «подковой» кареточного узла.

Ещё один момент, связанный с покрышками – бескамерные решения. Лучшие примеры шоссейной бескамерной резины совершенствуются в каждом поколении, технология получает всё большее распространение среди шоссейников. В условиях бездорожья, где риск повредить покрышку больше, бескамерная резина стала обязательной для хорошего гравийника.

Геометрия

Скорее всего, вы не сможете заметить различия в геометрии между шоссейным и гравийным велосипедом, если не поставите их рядом друг с другом: нюансы, различия в несколько миллиметров здесь или полградуса там. Но всё это сильно влияет на поведение велосипеда.

Merida Scultura vs Merida Silex

Шоссейные велосипеды имеют, обычно, короткую колёсную базу и вертикальные углы, для точного и активного управления. Колёсная база у гравийников больше, угол рулевой колонки более заваленный, что позволяет добиться стабильности и сделать управление более плавным для преодоления техничных участков маршрута и сыпучих спусков.

Для примера, Merida Scultura имеет угол рулевой колонки в 73 градуса и колёсную базу в 1005 мм в размере L, в то время как Merida Silex – 71 градус рулевой и 1082 мм колёсной базы.

Рамы шоссейных велосипедов длиннее и ниже, для достижения вытянутой аэродинамичной посадки, в то время как гравийный велосипед короче, с более вертикальной посадкой.

Так, например, гоночный Cervelo R5 в размере 56 имеет рич 389 и стак 572 миллиметра, а гравийный Aspero – 397 и 580 миллиметров соответственно.

Компоненты

Большинство компонентов, которые можно увидеть на гравийном велосипеде, совместимы с шоссейными компонентами, и наоборот. Но есть несколько ключевых отличий, которые позволяют гравийнику не развалиться на части на лесных дорогах в холмах, а шоссейнику – покорять все неровности горного рельефа.

Шоссейные велосипеды всё ещё оснащаются ободными тормозами (хотя их позиции слабеют с каждым сезоном), в то время как гравийные велосипеды оснащаются дисками по умолчанию. Ободные тормоза легче и отлично работают на асфальте, но дисковые тормоза обладают непревзойдённой мощностью, модуляцией усилий и контролем над торможением, сохраняя работоспособность в любых погодных условиях. Оценить это можно, отправившись на маршрут с техничными спусками, особенно когда на улице сыро.

И шоссейные, и гравийные велосипеды оснащаются приводом с одной или двумя ведущими звёздами. На шоссейных велосипедах практически повсеместно используется две ведущие звезды, разница между звёздами задних передач небольшая, что позволяет использовать комфортный каденс на любой скорости.

Гравийные велосипеды также оснащаются одной или двумя ведущими звёздами, но всё чаще можно встретить привод с одной звездой. Одна ведущая звезда всё ещё позволяет добиться диапазона передач, характерного для привода с двумя звёздами благодаря 11 или 12 передачам вместо 22 или 24, но разница между соседними передачами более заметна. Отсутствие необходимости переднего переключения позволило разработчикам использовать разный профиль зубьев ведущей звезды, (narrow-wide), что обеспечило надёжное удержание цепи на ведущей звезде в условиях бездорожья.

Гравийные велосипеды оснащаются задними переключателями с различными вариантами фрикционного тормоза. Его задача – обеспечить натяжение цепи и предотвратить её падение при езде по неровностям. Фрикционный тормоз добавит несколько граммов и сделает переключение вверх по кассете чуть тяжелее, но разница в надёжности работы привода будет колоссальной.

Отличия в кокпите

Многие гравийные велосипеды оснащаются рулями с так называемым «флейром» и имеют более короткий вынос по сравнению с шоссейными моделями.

Рули на шоссейных велосипедах имеют больший «дроп» (расстояние от верхней части руля до нижней) и больший рич – расстояние от центра руля до его передней кромки, по сравнению с рулями гравийных моделей.

Рули с флейром (вертикальным отклонением дропов наружу) позволяют шире расположить руки и добавляют контроля при езде в узких сыпучих поворотах и при преодолении препятствий на пути. Флейр позволяет легче управлять тормозами в нижнем хвате руля.

Руль c «флейром» @Merida Silex

Последний и самый противоречивый компонент, который можно встретить на гравийном велосипеде – регулируемый подседельный штырь. Он стал обязательным атрибутом для маунтинбайкеров, основная идея – возможность моментально уменьшить высоту седла на крутых спусках, чтобы перенести вес назад и избежать падения через руль.

На асфальтовой дороге вряд-ли можно встретить настолько крутой спуск, что придётся свеситься за седло, но на незнакомых пожарных дорогах градиент может быть очень крутым, и хорошо, когда существует возможность моментально опустить седло.

Будущее?

2021 год несёт существенные инновации в вопросе конструкции шоссейных велосипедов и немаловажную роль тут сыграли и гравийные модели. Инженеры с неохотой признают, что в деле создания аэродинамически-совершенных конструкций, они подобрались к пределу своих возможностей с оглядкой на регламенты, регулирующие конструкцию велосипеда. Достигнув в 2019м-2020м годах пика аэродинамики, разработчики напрямую занялись другими аспектами, позволяющими сделать велосипед лучше: комфортом и ходовыми характеристиками, обеспечивающими не только скорость, но и удобство с универсальностью.

Merida Scultura Endurance

Многие технологии и решения, отработанные на гравийных моделях, стали применяться в шоссейных велосипедах, истончая грань между гравием и шоссе. Современные эндуранс-модели по своим возможностям стали приближаться к гравийникам, особенно когда дело касается езды по пересечённой местности, но без жёсткого бездорожья. Примеры — новинка Cervelo, Caledonia и, конечно же, Merida Scultura Endurance, позаимствовавший многие аспекты своей конструкции у Merida Silex.

Cervelo Caledonia 5: modern road!


Как всегда, в завершении: любые шоссейные велосипеды Merida и Cervelo вы можете приобрести в нашем интернет-магазине SLOPESTYLE.STORE, с нашего склада или воспользовавшись программой предзаказа и гарантированно получив велосипед мечты одним из первых!

Поделиться
  •  
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •