В свежем номере Cyclist вышла прекрасная статья с рассказом о том, что представляет из себя один из самых известных хай-энд велосипедных брендов, Cervélo. Вашему вниманию наш перевод этой статьи.

Любой, кто интересуется велосипедами, знает, что компания Cervélo была основана в 1995 году Жераром Врудменом и Филом Уайтом. Однако, дуэт разработчиков работал за кулисами долгие годы до этого момента.

“Учёба – лучшее слово, которое описывает то, чем мы занимаемся”, говорит Шон МакДэрмотт, руководитель проектов Cervélo. “Жерар делал карбоновую раму в качестве проекта канадском Университете МакГилл. Он пересёкся с Филом, студентом-инженером, который разделяя его интерес к велосипедам, присоединился к проекту.  Их интересовали велосипеды для раздельного старта, но как инженерам, им были в первую очередь важны данные, влияющие на конструкцию, а не мнение других о том, как должен выглядеть велосипед в то время.”

Подтверждение аналитического подхода отразилось в названии компании. Cervélo это сочетание итальянского cervello – разум и французского vélo – велосипед.

Наблюдая велосипедную индустрию в то время, два инженера поняли, что могут обрущить рынок, полностью находящийся под властью стальных велосипедов с круглыми трубами.

“Первой моделью стал Baracchi”, рассказывает МакДэрмотт. “Он стоит того, чтобы поискать его в Google. Кислотно-зелёная ещё больше подчёркивает радикальную конструкцию, односкоростную трансмиссию и полный отказ от идеи двойного треугольника”.

Он выглядит футуристичным даже сейчас, сильно напоминая радикальную конструкцию модели Cervélo P5X.

Baracchi и его создатели, Жерар Врумен и Фил Уайт

Возвращаясь в 1995й, конструкция была за гранью понимания. Это порвало индустрию, говорит Скотт Рой, менеджер разработки Cervélo. Два инженера предложили свою идею “традиционным” производителями в Италии, предложив им своё видение будущего конструкции велосипеда. Как мы знаем, они оказались абсолютно правы, но итальянцы, потягивая эспрессо, предложили им проследовать на выход. Получив отказ, друзья решили сделать велосипед самостоятельно – именно в этот момент родилась компания Cervélo.

Двигаясь вперёд

Перед тем, как работа Врумена и Уайта смогла показать реальный результат на асфальте, UCI представила правила, жёстко регламентирующие конструкцию рамы, сделав Baracchi одним из самых известных гоночных велосипедов, на котором никогда нельзя будет выступать профессионально.

“Эта новость закрепила в умах Фила и Жерара правильность выбранного ими подхода”, говорит МакДэрмотт. “Они начали создавать алюминиевые велосипеды с аэродинамическим профилем”.

Сперва в производстве долгое время был шосейный Eyre, потом был выпущен P2 – велосипед для раздельного старта, UCI-легальный наследник Baracchi. Были многочисленные победы на гонках, подтверждающие правильность идей, заложенных в первой модели Cervélo. Тесты в аэродинамической трубе и гидродинамические расчёты – инструменты разработки, которые сейчас считаются обычными для любого производителя шоссейных велосипедов – всё это находилось в зачаточном состоянии, считалось излишним и ненужным со стороны большинства марок. “Тем не менее, говорит МакДэрмотт, увлечённость Уайта и Врумена стала основой для всей разработки велосипедов Cervélo, вплоть до сегодняшнего дня”.

“Не только это отличало работу Cervélo от других марок. Я был в то время рядом с ними, говорит МакДэрмотт. Мы были в офисе с высокими стенами без потолка, как будто в высоких кубиках. Фил и Жерар находились в разных концах помещения, поэтому им приходилось громко кричать, чтобы рассказать друг другу, что происходит. Фил руководил конструкторским отделом, определяя каким именно образом велосипед может стать лучше, он отказывался начинать производство до момента, пока поставленная цель не будет достигнута. Наши лучшие модели, такие как RCa, не имеют даты окончания производства. Это очень отличается от регламентированного цикла разработки у других марок, но это приносит нам успех. В 2002 году Cervélo выпускает Soloist Team, шоссейный велосипед с рамой, больше напоминающей модель для раздельного старта. Эта конструкция, по сути своей, стала началом класса шоссейных аэробайков”.

Soloist, первый в мире шоссейный аэробайк!

“Годом позже, мы стали официальным поставщиком оборудования для профессиональной команды CSC, находившейся на 14м месте в мировом рейтинге. Cervélo были самой маленькой и молодой компанией, поддерживающей команду такого уровня”.

Несмотря на это, Team CSC поднялась в рейтинге и занимала первое место в мире три года из шести, на протяжении которых гонщики использовали велосипеды Cervélo. Фабиан Канчеллара безраздельно властвовал на весенней классике, а в 2008 году Карлос Састре выиграл Тур де Франс на Cervélo SLC-SL и R3-SL.

Карлос Састре и Cervélo SLC-SL

“С этого момента, траектория развития марки существенно улучшилась, Фил и Жерар решили организовать свою команду, Cervélo TestTeam, в 2009 году, чтобы продолжить развитие”, говорит МакДермотт. “Это дало нам новый уровень. Когда Карлос выиграл Тур, мы все пошли в местный паб, чтобы посмотреть финал разделки. Это было прекрасно, но в следующем году, имея свою команду, мы по-настоящему стали чувствовать себя частью происходящего вокруг. Гонщики приходили к нам в гости, и мы рассказывали им всё о велосипедах и всяких крутых штуках, которые мы делаем. Это очень хорошо влияло на нашу мораль и на процесс развития. Для бизнеса мораль – серьёзный вызов, и все, кто был в то время там, чувствовали себя счастливыми, я уверен”.

Хотя МакДермотт опровергает предположение о том, что эти хорошие времена подошли к концу, к началу 2010-х годов всё сильно изменилось. Глобальная экспансия ставит под угрозу все аспекты существования бренда. В течение нескольких лет, Cervélo Test Team уступила место Garmin-Cervélo, Врумен покинул компанию, а Уайт продал её Pon Holdings, голландской компании, владеющей Raleigh, Focus и Santa Cruz. Уайт был главным директором по инновациям Pon до 2017 года, а затем тоже пошел дальше.

МакДермотт говорит, что уход обоих основателей чувствовался очень остро, но тем не менее, позволил Cervélo модернизироваться. “Жерар переходил очень долго, он оставался на роли консультанта и часто посещал нас. Потом, когда нас покинул Фил, он завещал нам сохранить оригинальные принципы Cervélo. У нас осталось ядро давно работающих инженеров, в которых эти принципы и жили, чем мы очень гордимся, но нам предстояло создать структуру, чтобы продолжить работать как команда. Мы стали более профессиональными и оказались в более сильной позиции”.

 

Конструктивная критика

Оставаясь компанией, использующей научные данные в разработке, Cervélo всегда использовали информацию, полученную от спортсменов. Тем не менее, некоторые спортсмены более открыты, по сравнению с другими. “Марк Кавендиш был засранцем”, говорит Рой. Британский спринтер ездил на Cervélo в составе Team Dimension Data с 2016 до 2019. “Это правда, и он сам это подтверждает. Но он идеален. Он никогда не восторгался блестящим новым велосипедом, его не впечатляла наша доброта. Но он объективно анализировал всё, чем он пользовался. Его мнение позволило нам решить вопрос с соотношением “жёсткость-вес” текущего поколения S5. Сев на велосипед предыдущего поколения, действительно успешный, он однозначно заявил, что это худший велосипед по жёсткости из всех, на которых он ездил. Кавендиш всегда мог сказать, что произошло и когда, добавляет Рой. Он мог сказать: “Когда я выходил из этого поворота, я делал так, в итоге оно недостаточно поворачивает…” и таким образом он мог рассказать о последних километрах каждого своего спринта. Он – мечта инженера.”

Марк Кавендиш перед Tour de France

Другой гонщик, который всегда помогал в разработке велосипедов Cervélo американский “раздельщик” Дэйв Забриски. “Он действительно подписался на всё, чего мы пытались достигнуть. Его ДНК в каждом нашем велосипеде: мы сканировали его тело в 2007 году и сделали модель, которую мы сажаем на каждый велосипед для тестов в аэродинамической трубе. Так что любой из велосипедов за последние 13 лет виртуально оптимизирован для Дэйва Забриски”.

Дэйв Забриски

В наше время, мнение гонщиков используется повсеместно. Мария Бенсон, руководитель продакт-менеджмента Cervélo, рассказывает: “Зрелость велосипедного спорта означает, что становится всё труднее и труднее добиваться того уровня преимущества, которого можно было достичь 10 лет назад – в аэродинамике, жёсткости, снижении веса. Многие другие марки достигли нашего уровня в тех вопросах, где мы были первопроходцами, просто потому, что всем стали доступны соответствующие технологии. Решение, говорит Бенсон – сделать наш взгляд шире. В нашем S5 мы использовали более широкий подход к тому, что из себя представляет аэробайк, мы сделали его более надёжным и быстрым. Мы пытаемся понять, как рама реагирует на спортсмена. Насколько она комфортна? Насколько точно она соответствует спортсмену. Вот где мы теперь достигаем преимущества. Реализация удовольствия и уверенности в седле гоночного велосипеда в самой его конструкции даёт лучший результат по сравнению с просто прокачиванием “быстрых” рам. Мы не потеряли подхода Фила, где “инженер на первом месте”, но существенно расширили задачи, над которыми работают наши инженеры. Такой же сценарий работает и по другим направлениям. С точки зрения формы, все лёгкие гоночные велосипеды практически одинаковы. Мы просто правильно делаем правильные велосипеды.

Дело не только в инженерах. Покупатели разрешили велосипедам меняться. Они стали лучше разбираться в вопросе, они хотят нового, понимая, что лучший профиль труб и дисковые тормоза идут на пользу велосипеду, призванному быть лёгким”.

Down the road

“Cervélo заявляет, что каждый созданный ими велосипед подходит для гонок на профессиональном уровне, поэтому появившийся недавно Áspero, первый велосипед, не предназначенный для гладкого асфальта, вызывает интерес.

Aspero и oris Nieuwenhuis на CX World Cup

“Категория гравийных велосипедов очень широка, говорит Бенсон. Мы обнаружили, что большинство предложений на рынке ориентированно на приключения, с вертикальной посадкой и местом под множество сумок, и это не соответствует идее велосипеда, который мы хотели бы сделать. Мы также обнаружили, что велосипедов, подходящих для соревнований, очень мало, в то время как сами соревнования порой очень захватывающие. В этом направлении есть огромный потенциал и мы решили ворваться на этот рынок”.

… и готовый к гравийным гонкам (фото advntr.cc)

Даже вдали от асфальта, для Cervélo главное – скорость. Сможет ли компания оказать такое же ошеломляющее влияние на рынок гравинйых велосипедов, как это было с шоссейными все эти годы? Не стоит делать ставки против.

Sam Challis, технический редактор Cyclist.

 

Скачать PDF, перевод Slopestyle.ru


SLOPESTYLE DISTRIBUTION – официальный дистрибьютор Cervélo Cycles на территории России. В нашем дистрибьюторском аутлете Вы найдёте многие модели в наличии, со склада в Москве, со скидкой 10%. Весь ассортимент Cervélo доступен и в рамках нашей программы предварительного заказа. Подробности у наших менеджеров по электронной почте: sale@slopestyle.com

Поделиться