Микель Ланда. Ему приходилось делить роль лидера с другими гонщиками на протяжении всей его карьеры. Теперь, в роли капитана BAHRAIN-VICTORIOUS, он становится “номером один”. Сможет ли он достичь новых высот в своей карьере? Вашему вниманию рассказ Procycling Magazine.

Когда Микель Ланда совершил прорыв на Джиро д’Италия 2015, заняв третье место в общем зачете, все думали, что наступило “его время”. Езда в гору в стиле, граничащим с непринужденностью, позволила ему впервые подняться на подиум в трехнедельной гонке. Это был его пятый профессиональный сезон и было понятно, что у него многое впереди. Однако ему еще предстоит улучшить этот результат. Но он вынужден быть стать вторым, хотя мог быть и первым. Он выигрывал горные этапы один за другим, но в команде «Астана» был лидер – Фабио Ару. Несмотря на то, что Ланда стартовал на 19-м этапе с отрывом в 50 секунд от Ару, команда решила, что баскский гонщик будет бороться за позицию для Ару. Ланде пришлось выполнять роль поддержки, и Ару отодвинул его на второе место. Это стало началом: Микель уходит из Астаны в Sky, и на Туре 2017 года финиширует четвертым, после того, как ему неоднократно приходилось сдерживать ускорение и ждать лидера и претендента на победу, Криса Фрума. То же самое происходило и после перехода в 2018 году в Movistar, где Найро Кинтана и Алехандро Вальверде уже были признанными претендентами на победу в общем зачёте. Трое гонщиков вместе начинали Туры 2018 и 2019, но вместо того, чтобы сформировать мощную совместную атаку, они запутались, спорили и, в итоге, финишировали за пределами подиума. Оказалось, что стратегия нескольких лидеров не подходит Микелю Ланде. Вдобавок ко всему невезение. Болезнь отправила его домой с Джиро 2016 года, столкновение с полицейским мотоциклом  год спустя сорвало его дорогу к победе в общем зачёте, а авария на четвёртом этапе Джиро в 2019м стоила ему решающих 42 секунд, которых было бы достаточно, чтобы перейти с четвертого на третье место в Милане. Теперь, когда в команде Bahrain он занимает место бесспорного лидера, возможно для Микеля Ланды пришло, наконец, его время.

Если он собирается выполнить свое обещание и победить в Гранд-Туре, то сейчас то самое время. В декабре 2019 года ему исполнилось 30 лет, и после двух лет карьеры в Astana, Sky и Movistar, постоянного присутствия в топ-10, если Ланда взойдёт на подиум Гранд-Тура или даже одержит победу, то лучшего шанса чем сейчас, представить себе сложно.

В течение трёх сезонов, предшествующих приходу в Bahrian, Ланда был одним из самых стабильных гонщиков Гранд-Тура, финишировав четвертым, седьмым, опять четвертым и шестым в гонках, начиная с 2017 года. В 2019м он был одним из шести гонщиков, которые финишировали в первой десятке двух гонок, и единственным, кто сделал это на Джиро и Тур дэ Франс. Род Эллингворт, менеджер команды Bahrain, считает, что лучшего в Ланде мы ещё не видели. Британский менеджер, который работал с Ландой два года в Sky, до его перехода в Bahrain в 2020 году, часто говорил в интервью: Ланда – один из лучших “альпинистов” своего времени и ему ещё предстоит достичь своего пика.

Ланда соглашается, что последние несколько лет, дела шли не очень. “Я вполне последователен”, – рассказывает он Procycling. “Может быть, я не лучший гонщик, но я думаю, что делаю всё правильно, хорошо выступая на одной гонке Гранд-Тура или участвуя в двух гонках за год. Я считаю, что в Гранд-Туре важно занять высокое место в общем зачёте.” “У меня было несколько вылетов из гонки за последние сезоны, и мне тоже нужна поддержка команды, поэтому в этом году со мной будет вся команда”, – добавляет он. “Они работают на меня, все в одном направлении. Для меня очень важно заручиться поддержкой как на гонке, так и за ее пределами”. Несмотря на то, что Ланда так мало участвовал в гонках в том году из-за пандемии COVID-19, очевидно, что поддержка всей команды, впервые в его карьере, уже изменила ситуацию. Bahrain поспешил назвать его лидером Тура на момент подписания контракта, а такие гонщики, как Воут Поэлс и Пелло Бильбао, были назначены в качестве его доместиков.

С годами разочарование Ланды по поводу командных тактик увеличилось. Он публично выражал несогласие с руководством команды после гонок и озвучил свое разочарование по поводу тактики команды в СМИ. В документальном фильме Movistar Netflix “Наименее ожидаемый день” дисгармония между Ландой и Кинтаной на прошлогоднем туре, где они выступали в параллельных лидеров, была очевидна. “Напряжение было больше, – сказал Ланда в программе”. “Найро хотел выиграть Тур, и я тоже желал победы. Это было сложно. Один день мы отдавали предпочтение одному, на следующий день мы отдавали предпочтение другому, итог – отсутствие прогресса”. Ланда говорит об упущенных возможностях и иерархии своих предыдущих команд. “Это непросто, когда у вас есть товарищи по команде, которые преследуют ту же цель, что и вы. Но теперь у меня есть прекрасная возможность, я чувствую, что я готов, готов попробовать. Мне предоставилась отличная возможность!” – говорит Микель о преимуществах, которые, по его мнению, у него сейчас есть в гонках, по сравнению с командами, представляющими несколько лидеров, например Ineos Grenadiers и Jumbo-Visma. “И если Bahrain в первые годы находилась в невыгодном положении, неся ярлык “новой команды”, то по мере развития, эти штампы стираются. “Коллектив мотивирован. Мы не новая команда, и с заменой титульного спонсора, мотивация обновляется. Я считаю, что это очень важно” – продолжает Ланда, “и рад, что у меня теперь есть вся их поддержка”.

БАСК В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Ланда – истинный “альпинист”, родившийся в деревне Мурджа в Стране Басков. С ростом 1,73 м и весом 60 кг, физиологически в велоспорте он всегда подходил для гонок “в гору”. Он никогда не станет прирожденным раздельщиком – Ланда сам сказал, что раздельный старт не является его основным оружием, несмотря на то, что он много работает с командой, чтобы улучшить свои результаты. Агрессивная езда в лидирующей позиции на длинных подъёмах всегда была для него потенциальным успехом. Но в эпоху, когда разрыв между лучшими гонщиками на гонках Гранд-Тура становится все меньше, редко можно увидеть, чтобы спортсмен получил достаточно преимущества чтобы завоевать титул, только на подъеме. Постоянная атака на подъемах требует больших затрат энергии, особенно в течение трех недель многодневки, когда потеря концентрации или неудачное стечение обстоятельств могут положить конец выступлению гонщика. Ланда считает, что более оборонительный и сдержанный подход может быть выгодным для него в будущем, если он хочет превратить свои пять лучших результатов в подиум или победу. “Мне нравится ехать вверх и атаковать”, – говорит он. “Когда мы добираемся до подъема, мне нравится быть впереди и пытаться атаковать. Но я хотел бы быть более консервативным, и давайте посмотрим, что получится в итоге. Надеюсь, результаты будут хорошие, но более консервативные. Всё зависит от гонки”.

В то время как наследие Ланды, принадлежащего к народу Басков, проявляется в его стиле катания, заметна и его любовь к своей стране. Он по-прежнему живет в этом районе, и последние три года он играл ключевую роль в возвращении домашней команды баскского велоспорта Euskaltel-Euskadi в профессиональный пелотон. Оранжевые майки команды Euskaltel были одними из самых ярких и узнаваемых, как и их достижения в велоспорте с 1990-х по 2013 год, когда команда распалась. Они привлекали на Тур хриплую армию фанатов в оранжевых одеждах, особенно на перинейских этапах. Поклонники баскских гонщиков были одними из самых шумных и страстных на обочинах трассы, а красный, зеленый и белый крест Икурриньи, баскского флага, до сих пор развевается на велосипедных гонках. Ланда был среди множества испанских звезд, которые заметно продвинулись по карьерной лестнице. Среди них –  Микель Ньеве, Джонатан Кастровьехо и братья Изагирре. Ланда сначала участвовал в гонках как любитель, получив грант от фонда, а затем присоединился к континентальной команде в 20 лет. В конце концов он закончил учебу и провел три года в команде WorldTour, пока та не распалась. В 2017 году, когда у Федерации велоспорта Эускади возникли проблемы, Ланда вступил в должность и занял пост президента, вложив свои деньги, чтобы поддержать проект. Фонд в настоящее время курирует команду U23 и любительскую женскую команду. Наибольшее развитие произошло незадолго до закрытия гоночного сезона, когда было подтверждено, что Euskaltel-Euskadi и их оранжевые майки вернутся в пелотон после того, как получат титульных спонсоров для профессиональной мужской команды. Долгосрочная цель – вернуть Euskaltel в WorldTour. “Я думаю, что у нас в Стране Басков очень сильная структура, для подготовки профессиональных гонщиков”, – говорит Ланда. “В последние несколько лет были проблемы, поэтому я сказал, что могу помочь. Я начал с континентальной команды, мы с каждым годом расширялись, и теперь у нас есть команда ProTeam. Приятно видеть, как развиваются гонщики и как людям нравится команда”. Участие Ланды помогло создать платформу для  молодых, талантливых гонщиков, ставшую настоящим центром велоспорта. Но что еще более важно, это должная дань баскскому народу. “Мы очень давно любим велосипеды. Было много хороших спортсменов из Страны Басков, люди там любят кататься. Так что иметь домашнюю команду со своими гонщиками – это то, чем действительно можно гордиться, и я думаю, что каждый баск чувствует членом этой команды”. До выхода на пенсию 30-летнему Микелю может быть еще далеко, но Ланда говорит, что он видит себя более вовлеченным в этот проект, когда его гоночные годы подойдут к концу, передавая то, чему он научился, мододым гонщикам. И если Euskaltel-Euskadi в конце концов вернется в WorldTour, может быть, мы снова увидим президента команды и ее главную звезду, выступающим под баскским флагом. Но с 2020 года Ланда будет выступать в оранжевой майке Bahrain. Главное его препятствие, преследовавшее его в предыдущие годы – множество лидеров на одном поле, больше не является для него проблемой. Если он сможет обойти другой фактор – фактор неудачи, у него есть шанс извлечь выгоду из двух позитивных моментов. Первый – его способность ехать в гору, а второй – наличие ресурсов и поддержка, в которой он так нуждался все годы своей карьеры. В 2015 году казалось, что настаёт время Микеля Ланды. И вот, в 2020м, оно действительно настало!

на основе материалов Procycling Magazine.

 

Поделиться