Момент настал, и теперь мы можем приоткрыть завесу тайны: встречайте, новый MERIDA SCULTURA V!
Несмотря на разнообразие шоссейных моделей на современном рынке: аэробайки, велосипеды для раздельного старта, эндуранс модели, гравий и кросс в конце концов, самым массовым и популярным типом всё равно остаётся шоссейная “классика”. Лёгкий велосипед, обладающей необходимой универсальностью для гонок и тренировок. Пускай проигрывающий в скорости аэробайку, но полностью “берущий своё” при езде в холмистой местности или в горах. Удобный практически везде, он ежедневного коммьютинга в спортивном стиле, до участия в соревнованиях самого высокого уровня, вплоть до “королевских” гонок Grand Tour’а.
Уже долгие годы в линейке MERIDA место классической, “альпинистской”, модели занимает SCULTURA. Вместе с необычайно популярным аэробайком REACTO, эти две модели составляют как основу имиджа шоссейной линейки бренда, так и являются основным оружием гонщиков профессиональной команды MERIDA, Bahrain Victirious.
Первый велосипед MERIDA SCULTURA появился в 2006 году, а текущее четвёртое поколение, с которым мы прощаемся, увидело свет в 2015м. Велосипеды 4 поколения были заметным прорывом, полностью отвечающим задачам гонок World Tour’а, чем незамедлительно воспользовались профессиональные гонщики, одержав множество побед, в числе которых, безусловно, яркий этап карьеры Винченцо Нибали во времена, когда он возглавлял команду.
Но что же приготовили нам разработчики в новейшем, пятом поколении знаменитого гоночного велосипеда?
Его гоночная карьера началась ещё до официального “появления на свет” – первый велосипед был замечен в руках Марка Падуна, взявшего два этапа на Critérium du Dauphiné, дальше – больше: этап Tour de France Дилана Тёнса и этап Vuelta a España Дамиано Карузо. Презентация велосипеда в руках победителя этапа, пересекающего финишную черту – о большем многие не могут и мечтать. И вот, наконец, пришло время раскрыть карты, встречайте:
MERIDA SCULTURA V TEAM
Образ классического шоссейного велосипеда на протяжении многих лет его существования уже устоялся, и внешность новой модели не так сильно отличается от предшественника, но некоторые изменения сразу бросаются в глаза. Это, в первую очередь, заниженные верхние перья, по аналогии решением, применяющимся на MERIDA REACTO. Да, технологии и решения, освоенные при разработке RACTO IV, нашли своё воплощение в SCULTURA V и теперь у двух велосипедов гораздо больше общего, чем было раньше. Снижение точки крепления верхних перьев позитивно сказывается на аэродинамике велосипеда, и если в случае с REACTO, разработчики подошли к пределу своих возможностей при создании UCI-легального велосипеда для групповых гонок, то в случае со SCULTURA, потенциал ещё имелся.
На улучшение аэродинамической картины работает и новый узел крепления подседельного штыря, лишившийся внешнего хомута. Как на REACTO, хомут теперь интегрирован в раму – дополнительный аспект в деле снижения сопротивления.
И конечно же, новая рама получила новый, оптимизированный с точки зрения аэродинамики, профиль всех труб, при разработке которого также использовались знания, полученные при создании REACTO.
Но самым важным шагом в сторону повышения аэродинамической эффективности, стал новый однокомпонентный кокпит MERIDA TEAM SL 1P.
Разработанная инженерами MERIDA конструкция, сочетающая руль и вынос, обладает полной интеграцией проводки, продолжает которую уже известное нам решение – Wire Port: специальная конструкция, обеспечивающая прохождение любой проводки от руля к раме внутри рулевой колонки. Результат – проводка полностью интегрирована, все тросы, провода и гидролинии полностью убраны в раму. Как и положено для современного интегрированного аэро-кокпита, присутствует возможность установки универсального держателя для велокомпьютера, имеющего в своей основе интерфейс GoPro для расширения ассортимента устанавливаемой электроники (компьютеры, фонари, камеры, а также их сочетания).
Важной частью нового кокпита стали двухкомпонентные спейсеры, позволяющие регулировать высоту руля при настройке без необходимости демонтажа проводки. Они имеют конструкцию простого замка: будучи сжатыми, просто удерживаются выносом на своём месте. При необходимости снять или переставить спейсер, его половины просто разъединяются между собой и устанавливаются в нужное место.
Кокпит TEAM SL 1P будет доступен с длиной выноса от 90 до 120 миллиметров и шириной руля от 400 до 440 мм. В базовой комплектации установлен набор спейсеров из 2 x 10 мм и 1 x 5 мм, что даёт возможность точно подобрать высоту установки руля на этапе формирования посадки.
Ещё одно решение, которого мы раньше не видели – FORCE DIFFUSER. Эту деталь нового SCULTURA V вы не увидите, пока не разберёте узел рулевой колонки. Шток вилки гоночного велосипеда испытывает очень высокие нагрузки, а в случае действительно лёгкого гоночного велосипеда, стрессовая нагрузка на шток может стать опасной, примеры оторванных рулей на гонках мы видим почти каждый год. Инженеры MERIDA решили этот вопрос просто и элегантно: между штоком и выносом установлена металлическая проставка-“стакан”, которая эффективно распределяет точечную нагрузку от места зажатия болтов выноса по заметной части поверхности штока.
Немного цифр: все решения в части аэродинамики позволили снизить сопротивление и сэкономить энергию гонщика на 4.2% по сравнению с показателями велосипеда предыдущего поколения (с 234,3 Вт до 224.5 Вт при 45 км/ч).
В MERIDA заявляют, что параметры жёсткости кареточного узла были сохранены на прежнем уровне, при этом, торсионная жёсткость вилки возросла на 12.8%, что положительно сказалось на точности управления и эффективности велосипеда при педалировании.
Но улучшения затронули и ещё одну характеристику, которую невозможно измерить цифрами. Речь, конечно же, о комфорте. Безусловно, в конце 2021 года, упоминание комфорта является неотъемлемой частью образа современного “шоссейника”. Это важно, как для продвинутых любителей, стремящихся проводить как можно больше времени в седле, так и для профессионалов, для которых показатели комфорта прямо влияют на усталость и остаток сил, необходимый для прохождения гоночной дистанции.
Первое решение, направленное на увеличение комфорта – снижение вертикальной жёсткости “от каретки до седла” на 38%. Этого удалось достичь как изменением конструкции заднего треугольника, о которой мы рассказывали в начале, так и увеличением части подседельного штыря, выходящей из рамы, на 4 сантиметра, путём занижения верхней трубы. Это обеспечило подседельному штырю дополнительный флекс, необходимый для достижения новых горизонтов в вопросе комфорта. Также, максимальный размер покрышек был увеличен до 30 миллиметров, что также дало дополнительный способ сделать движение более плавным.
Относительно изменений в деталях – их не много. Всё те же оси со съёмными ручками, которые можно использовать как 4 и 6мм шестигранный ключ, ставший уже обычным делом, “петух” под Direct Mount – крепление заднего переключателя и новая форма радиаторов Disc Cooler, упрощающая обслуживание тормозов.
Коротко о спецификациях MERIDA SCULTURA TEAM
• Рама CF5 (822 г в размере M)
• Вилка CF5 (389 г в размере M)
• Новый группсет Shimano Dura-Ace 12s Di2 с измерителем мощности.
• Новые колёса VISION METRON 45 SL, Tubeless Ready
• Кокпит MERIDA TEAM SL 1P
• Седло Prologo SCRATCH M5 с карбоновыми рамками.
• Новые покрышки Continental 5000S TL 28мм
• Крепление переключателя Direct Mount для лучшего переключения.
• Технология Disc Сoolers для лучшего отвода тепла при торможении на долгих спусках.
• 12 мм вставные оси.
• Ширина руля и длина выноса, зависящие от размера.
На данный момент объёмы презентации ограничены командной моделью SCULTURA TEAM, полная презентация линейки MERIDA 2022 ожидается ближе к концу сентября.