От детских соревнований на мотокроссовых трассах, до Олимпийских игр, 50 лет назад велосипедный мир узнал новое слово. BMX.

Как всё начиналось? 70е годы, США. Страну  захлестнул бум мотокросса, стремительно начала создаваться инфраструктура, стали проводиться соревнования. Спортсмены на мотоциклах с внедорожной резиной выглядели героями, становились кумирами молодёжи. Но мотоспорт неизбежно был дорог, а детские и подростковые модели мотоциклов попросту не производились. Достоверно известно, что в Южной Калифорнии, в моменты, когда кроссовые трассы были свободны от тренирующихся или соревнующихся спортсменов, их начали заполнять дети, старающиеся быть похожими на своих мото-кумиров.

В то время особую популярность имели детские велосипеды-круизёры, так называемые Wheelie-байки, такие как Schwinn Sting-Ray. Они были компактными, доступными и безумно популярными среди детей и подростков. Именно такой вид велосипеда, в основе которого лежал дизайн мотоцикла-чоппера, стал прообразом современного BMX.

Свою роль сыграл выход документального фильма On Any Sunday в 1971, вступительные титры которого сопровождались кадрами детских соревнований на «Стингреях» по мотокроссовой трассе.

Производители велотоваров обратили внимание на набирающее обороты увлечение и ответили разработками и производством велосипедов, специально предназначенных для внедорожной езды с элементами экстрима: BMX из детского велосипеда-круизёра стал превращаться в узкоспециализированный гоночный велосипед, уже достаточно близко напоминающий те велосипеды, которые мы видим сегодня.

Прошло совсем немного времени, и «дворовые» гонки стали обретать настоящую спортивную составляющую – молодые спортсмены приезжали целенаправленно тренироваться, появились правила и регламенты, и в 1974 году Джорджем Эссером во Флориде была основана NBL – Национальная Велосипедная Лига, став первой официальной организацией, имеющей цели развития BMX как отдельного вида спорта: несмотря на активную поддержку мотокросса, двое сыновей Джорджа уделяли много времени и внедорожному катанию на велосипедах. В 1977 году появилась Американская Велосипедная Ассоциация, объединив спортсменов BMX по всей стране.

К началу восьмидесятых, BMX начал распространяться по всему миру. Если раньше BMX был специфическим спортивным инвентарём, но с начала восьмидесятых годов, BMX-велосипед стал обязательным атрибутом практически каждого ребёнка и подростка в больших городах. Настоящий BMX-бум пришёл на 1982-83 год, и именно эти годы стали началом развития BMX-фристайла как неотъемлемого элемента молодёжной стрит-культуры. На велосипедах ездили в школу, катались с приятелями по улицам города, BMX сопровождал подростка во всех его приключениях. К концу восьмидесятых повальное увлечение пошло на убыль: бывшие школьники стали обращать внимания на новое направление велоспорта, также пришедшее из Калифорнии – маунтинбайк. Но, тем не менее, в велосипедном мире BMX уже прочно занял своё место.

В 1981 году была организована Международная федерация BMX, а в 1993м BMX был включён в перечень видов велоспорта, признанных и регулируемых UCI (Международным Союзом Велосипедистов, главным управляющим органом мирового велоспорта).

90е года дали развитие BMX-фристайлу, в рамках которого появились такие направления, как дёрт – трюковые прыжки на земляных трамплинах, верт – катание в рампе, и флэтлэнд – испольнение технических трюков на ровной площадке. Параллельно развивались направления городского катания – стрита и катания в скейт-парках.

Огромную роль в развитии фристайла стали X-Games, ежегодные контесты в разных направлениях экстремального спорта, приводящиеся в США. Именно X-Games подарили миру такие имена, как Дэйв Мирра, Райан Найквист, Дэннис Маккой и Брайан Фостер и запустили новый виток популярности BMX уже в экстремальных дисциплинах. Велосипеды BMX стали обязательной частью линейки практически у всех производителей, стали появляться компании, специализирующиеся на выпуске велосипедов и компонентов исключительно для BMX, а сами велосипеды получили существенный стимул к развитию как конструкции в целом, так и специализации для конкретной дисциплины.

2003 год стал настоящей вехой для развития BMX как спорта: Международный Олимпийский Комитет включил соревнования по BMX в программу летних Олимпийских Игр 2008 года в Пекине, где латвиец Марис Штромбергс и француженка Энн-Каролин Шассон стали первыми олимпийскими чемпионами.

Для огромного количества знаменитых спортсменов-маунтинбайкеров, особенно для тех из них, кто выбрал самые экстремальные направления – даунхилл, эндуро, слоупстайл и дёртджампинг, отправной точкой стал именно BMX. Среди них – Джон Томак, Джаред Грейвз, Эрик Картер, Аарон Гвин, Стив Пит и многие, многие другие. И даже более того, о своём детском увлечении BMX говорили и некоторые профессиональные шоссейные и трековые гонщики.

Появившийся как детская забава, BMX во всех своих многочисленных проявлениях, прочно занял своё место в современном велоспорте. Для одних он стал отправной точкой в другие дисциплины, для других – призванием на всю жизнь. Современные велосипеды уже давно переросли статус детской игрушки, став воплощением многих современных технологий и поводом для применения качественных материалов. И уже не кажется странным, что в гараже многих увлечённых велосипедистов есть, в том числе, и BMX – как хороший способ с удовольствием провести время в скейт-парке, на дёртах или на памп-треке.

Но это уже тема для нашего следующего рассказа.

ATOM BOMBER 2008: страница истории ATOM

Велосипеды BMX ATOM в нашем интернет-магазине SLOPESTYLE.STORE 

Поделиться