За свою полувековую историю, BMX превратился в вид велоспорта, удивляющий своим разнообразием. Множество стилей и направлений этой экстремальной дисциплины: расскажем подробнее.
BMX – появившийся в семидесятых годах 20 века, этот вид велоспорта изначально был ни чем иным, как развлечением для детей, устраивавших любительские соревнования на мотокроссовых трассах. Bike MX, Bike Moto-X, Bike Moto eXtreme – вариантов как «расшифровывается» аббревиатура, много, и все они имеют отсылку к мотокроссу. И несмотря на большое количество разнообразных стилей и направлений, в которых развивалось BMX-катание все последующие 50 лет, «кроссовые» корни не были забыты. Итак, какие направления существуют в BMX? Попробуем разобраться.
BMX-Racing
Гонки и ещё раз гонки – именно с них начался BMX. Гоночная BMX-трасса сильно напоминает по своей конфигурации трассу для мотокросса – здесь можно встретить такие элементы как вылеты и приземления с разной конфигурацией, волны, контруклоны. Обычно, трасса начинается со стартовых ворот, расположенных на возвышении и задающих начальную скорость, необходимую гонщику для прохождения всей трассы. Дальше от гонщика требуется всё его мастерство, суть которого в умении преодолевать рельеф трассы, увеличивать скорость и, конечно же, бороться с соперниками: одновременно на трассе может находиться до восьми участников заезда.
Для участия в BMX-гонках используется велосипед, достаточно далёкий от своих фристайловых аналогов. В первую очередь, гоночный BMX имеет в основе лёгкую алюминиевую или даже карбоновую раму, часто можно встретить карбоновую вилку, лёгкие колёса и шатуны. Геометрия гоночного велосипеда примечательна длинной колёсной базой, цель которой – обеспечить стабильность при движении на большой скорости. Международные стандарты требуют обязательного наличия на велосипеде заднего тормоза и седла. Существует отдельная категория BMX Cruiser – в ней допускается использование колёс бОльшего диаметра, вплоть до 26 дюймов, традиционно же, на круизёрах устанавливаются 24-дюймовые колёса.
В современных спортивных регламентах существует много вариантов BMX-гонок, среди которых традиционная групповая гонка на выбывание, эстафета, раздельный старт и так далее. Несмотря на необходимость наличия трассы, BMX-рейсинг имеет много поклонников, существует большое количество спортивных школ, имеющих в своём распоряжении необходимую инфраструктуру. Некоторые из них предлагают возможность попробовать свои силы на трассе для всех желающих, когда трасса свободна от соревнований и тренировок. И это безусловно будет интересно для любого велосипедиста.
Фристайл
Под этим термином подразумеваются экстремальные направления BMX, не имеющие отношения к гонкам: стрит, дёрт, парк, верт и флэт. Соревновательная часть здесь не выражена не так сильно, дисциплины фристайла это в первую очередь, способ хорошо провести время, освоить новые элементы управления велосипедом и воплотить их в экстремальном трюковом катании. Фристайловые дисциплины подразумевают соревнования в формате контеста, где мастерство участников оценивается независимыми экспертами. С 2020 года BMX-фристайл включён в программу Олимпийских игр, дебютировав в дисциплине парк на играх в Токио.
Стрит
Стрит – как следует из названия, катание на городских улицах, где в качестве препятствий используются элементы городского рельефа и инфраструктуры: лестницы, парапеты, перилла, разнообразные наклонные конструкции и так далее. И начиная от первого, неумелого «банни-хопа», стрит-райдер проходит долгий путь в совершенствовании мастерства управления велосипедом и владения своим телом. Результат – динамичная, крайне сложная и, порой, опасная езда, сопровождающаяся прыжками с вращениями, скольжением по граням и перилам на пегах, мануалами, фейки и другими зрелищными трюками.
Главное преимущество стрит-катания: чтобы начать, нужны только улица, велосипед и желание. Интернет поможет найти множество обучающих статей и видеороликов, в которых подробно разъясняются тонкости исполнения того или иного трюка.
Парк
Городская уличная культура вмещает в себя много видов экстремального спорта, среди которых прочное место занимает скейтбординг. И именно в скейт-парках нашли своё место множество BMX-райдеров. Фигуры типичного скейт-парка отлично подходят для катания на BMX: разнообразные радиусы, фан-боксы, рейлы – всё это становится основой для трюков и способом прекрасно провести время. Наличие фигур позволяет добавить в катание трюки, выполняющиеся в воздухе. Ну а если рядом есть крытый скейт-парк, это возможность продолжить катание на BMX и с наступлением зимы.
Особенностью большинства крытых скейт-парков является наличие поролоновой ямы – отличного способа тренироваться в исполнении сложных трюков существенно снизив риск получения травмы при неудачном приземлении.
Верт
Верт – катание в рампе, особенностью которого является вертикальный вылет, исполнение трюка и приземление на ту же плоскость рампы, с которой был сделан вылет: обязательным элементов езды в рампе является разворот в воздухе на 180 градусов. Рампу можно встретить в большинстве скейт-парков, это может быть как большая рампа, где можно выполнять в воздухе сложные трюки с вращениями, так и мини-рампа с несколько иной геометрией, где акцент смещается на трюки с использованием граней и верхних площадок рампы.
Ещё одним из видов паркового катания, стоящим на стыке парка и верта, является пул, специальная конструкция, представляющая из себя бетонный «бассейн», оснащённый плавными радиусами по краям, позволяющими ездить сэты большой продолжительности с большим количеством трюков. И да, изначально райдеры использовали для катания настоящие «пересохшие» бассейны на заброшенных окраинах города. Если вам посчастливилось найти нечто подобное в пределах доступности, считайте, что как райдеру вам очень повезло!
Дёрт
Но как быть в случае, если никакой инфраструктуры рядом нет? Конечно же, сделать её самому!
Дёрт – катание на дёрт-споте, представляющем из себя серию земляных трамплинов, в идеале, имеющих конфигурацию, позволяющую совершить серию прыжков без необходимости дополнительного разгона. Каждый из дёртовых трамплинов имеет вылет и приземление, сводящие ударные нагрузки при правильно выполненном прыжке к минимуму и позволяющие сохранить скорость для преодоления следующего трамплина. Грамотно построенная ритм-секция может включать в себя десятки последовательно идущих трамплинов. Обычно, всё начинается с небольшой земляной «кочки» без разрыва между вылетом и приземлением, созданной компанией товарищей-велосипедистов. По мере того, как растут навыки, конфигруация площадки меняется, трамплины увеличиваются, добавляются новые элементы и траектории – всё время, пока велосипедистам интересно катание и прогресс, а местные власти не проявляют к споту излишнего интереса.
В дёртджампинге не доступны трюки, связанные со скольжениями, поэтому на дёртовом велосипеде редко можно встретить пеги 🙂
Но амплитуда и скорость, характерные для дёртджампинга зачастую превосходят скорости парка, это же касается и трюков – высота вылета и количество элементов, исполняемых в пределах одного прыжка, больше. Дёрт находит своих поклонников там, где немноголюдно, вместо бетонных джунглей – секретная полянка в лесу, а желание строить и поддерживать состояние площадки так же сильно, как и желание кататься.
Отдельной разновидностью дёртджампинга является биг-эйр, действительно большой трамплин, обычно стоящий вне серии, с возможностью хорошо разогнаться перед прыжком. На бигэйре возможны поистине впечатляющие трюки и их связки, и именно в рамках бигэйра мы можем увидеть исполнение какого-либо трюка впервые в мировой истории.
Флэт
Флэт – пожалуй, самая «спокойная» из всех дисциплин BMX, на первый взгляд, имеющая большее отношение к гимнастическому искусству, чем к экстремальному катанию. Флэтлэнд – исполнение трюков на плоской площадке, сложность которых ограничена только фантазией велосипедиста. Здесь мало прыжков и скольжений, но огромное количество элементов, связанных с балансом и использованием для выполнения трюка разных частей велосипеда.
На «флэтовом» велосипеде практически всегда можно увидеть 4 пеги, использующиеся как точки опоры для ног при исполнении трюка, впрочем как и руль, рама, седло, вилка, колёса: для флэт-катания возможно любое положение райдера на велосипеде, включая даже те, которые изначально кажутся невозможными по определению.
Папм
«Новинка» последних лет, памп-трек безусловно так же популярен у BMX-райдеров, как и у поклонников маунтинбайка. Специально созданная трасса с жёстким покрытием, позволяющая развивать большую скорость без необходимости вращать педали, а при необходимости, использовать её элементы для прыжков. Катание на памп-треке тесно связана с разгрузкой велосипеда при движении «в гору» – ослаблением давления на руль и переднее колесо, и, соответственно, загрузкой – смещением веса вперёд при движении вниз, с перегиба трассы или в контруклоне.
Если делать всё правильно, велосипед начинает заметно разгоняться, достаточно для преодоления некоторых из перегибов трассы с нужным радиусом в прыжке. Катание в памп-треке это отличный способ обеспечить для себя хорошую физическую нагрузку и научиться управлять велосипедом на скорости.
… и, наконец, всё вместе? А почему бы и нет?
Отправляясь в скейт-парк через городские кварталы – мэнуал на улицах, градусы с парапета и гринды на периллах, сегодня памп, завтра пул, а послезавтра контест на дёрт-споте. Мини-рампа вечером в ближайшем дворе, с флэтовыми фишками и тэпами на гранях, сезон за сезоном, и может быть, в конце ждёт подиум национального чемпионата, место в Олимпийской сборной и золото? А может просто весело проведённые годы в доступном и увлекательном мире, имя которому BMX!
И конечно же, как всегда, немного рекламы: хотите новый BMX-велосипед прямо сейчас?
Ждём вас в нашем интернет-магазине!
BMX ATOM, универсальные и современные байки для тех, кто перерос детские игрушки и хочет ездить на настоящем BMX-велосипеде высокого или даже про-уровня.
Мы говорим об уровне, в чём секрет? Это тема для нашего следующего рассказа. Чем отличается бюджетный, “игрушечный” велосипед от другого, готового стать залогом быстрого прогресса и удовольствия от катания? Обязательно расскажем, оставайтесь с нами!