Мы рассказали о стилях и направлениях в BMX, об удивительной истории этого направления велоспорта, пришло время разобраться с тем, как устроен современный BMX-велосипед!
Как и в любом другом направлении велосипедного спорта, в BMX с его разнообразными направлениями существует как большое количество разновидностей велосипедов, отличающихся как конструкцией, так и уровнем установленного оборудования. От моделей начального уровня, недалеко ушедших от детских игрушек до профессиональных моделей, на которых выигрываются контесты мирового уровня и завоёвывается олимпийское золото.
Начнём. И, как это принято, начнём мы с рамы. Ведь рама – самая важная часть велосипеда (или нет?) впрочем, не важно – рама, а, точнее, фреймсет: рама и вилка.
РАМА
Если мы говорим о велосипедах для BMX Race, то выбор материала напрямую зависит от фантазии производителя и кошелька владельца. Как и в других направлениях велоспорта, здесь можно встретить практически любые материалы: сталь, алюминий, титан, карбон. Карбоновая вилка стала стандартом де-факто для гоночных моделей, причина тому – вес и способность гасить вибрации. Что касается нагрузок – в гоночных дисциплинах они специфические и прогнозируемые, что позволяет производителям успешно применять композитные материалы.
Другое дело фристайл. Здесь подход всех производителей консервативен и на рынке фристайловых BMX правит сталь.
Модели начального уровня собираются из Hi-Tensile («высокопрочной») стали. В основном, используются высокоуглеродные сплавы, например, 1020. Основным преимуществом таких марок является цена, позволяющая производителю сократить общий бюджет на сборку готового велосипеда. Недостаток – вес, который будет чуть больше, чем у сплавов стали с добавками хрома и молибдена.
Так получилось, что большинство стальных сплавов неплохо сочетаются друг с другом, при использовании современных технологий сварки, что даёт возможность сочетать HiTen и CrMo трубы в одной раме. Хромомолибденовые трубы имеют меньший вес, большую прочность, но при этом заметно дороже. Один из самых распространённых сплавов с использованием хромомолибденовых легирующих присадок – CrMo 4130, широко известный в велосипедной индустрии. Для моделей среднего уровня хорошим признаком будет использование этого сплава для основных труб рамы, в то время как дропауты, перемычки и прочие «служебные» элементы изготовлены из углеродистой стали.
И, наконец, самый высокий, «про-уровень». Здесь для изготовления рамы полностью используется высококачественный сплав, что положительно влияет как на вес, так и на прочность фреймсета (рамы и вилки). С учётом требований профессионалов и тех, кто хочет ими стать, к весу велосипеда и его прочности, необходимой для безопасности при нагрузках, возможных при трюках уровня X-Games, вопрос цены стоит уже не так остро, впрочем, как и в случае любого профессионального спортивного инвентаря.
Что же касается других материалов, во фристайле встретить их можно крайне нечасто. Конкуренцию стали теоретически, мог бы сыграть титан, но в силу специфики данного материала и его обработки, предложений титановых BMX на рынке единицы и все они, в основном, от малоизвестных «бутиковых» марок, использующих мелкосерийное и гаражное производство.
КОЛЁСА
Как и в случае с другими типами велосипедов, колёса играют свою, важную роль в вопросе веса и надёжности. Но на дешёвых велосипедах колёса нередко остаются в тени остальных комплектующих, как следствие, их фактическое качество может оказаться невысоким. Хорошие колёса, как правило, имеют в основе обода с «двойным» профилем, хорошие спицы и втулки на закрытых промышленных подшипниках. Основное преимущество такого типа подшипников – высокая надёжность, хороший «накат» и отсутствие необходимости какого-либо обслуживания и регулировки в течение всего срока службы подшипников. По мере износа, подшипники просто меняются на новые.
Если речь идёт о фристайле, то стандартом уже давно считается сборка колеса с 36 спицами, как баланс между тяжёлым вариантом с 48 спицами и лёгкими, но порой, недостаточно прочными для фристайла, колёсами с 32 спицами. Размер колёс у современного BMX одинаков – 20 дюймов, исключение – детские велосипеды с меньшими колёсами и велосипеды класса «круизёр», где можно встретить колёса 24 и 26 дюймов. Пару слов про оси: практически везде, кроме велосипедов для BMX-Race, сзади принято устанавливать втулку с 14мм осью, обеспечивающую необходимую прочность. Спереди, обычно, устанавливается ось 3/8 дюйма (9мм), но можно встретить и 14-миллиметровые оси, аналогичные задним.
Производитель оснащает велосипеды покрышками, отвечающими его назначению и планируемому использованию. В большинстве случаев это резина с низким протектором, одинаково хорошо подходящая для асфальта и укатанного грунта. Современные тренды подразумевают широкие покрышки, дающие дополнительный комфорт при езде и некоторую амортизацию при приземлении трюков.
ПРИВОД
Традиционно, все велосипеды BMX оснащаются односкоростной трансмиссией. Так уж получилось, что каким-либо системам переключения передач в мире BMX места не нашлось. Изначально, привод состоял из ведущей звезды с количеством зубьев в пределах 36-44 и ведомой звезды с 14-17 зубьями. Несмотря на чуть больший КПД, такой привод достаточно громоздкий. В настоящий момент эти звёзды используются только в BMX-Race, а фристайловые модели практически полностью перешли на привод «микродрайв».
Суть такого привода в использовании минимального количества зубьев на ведущей и ведомой звезде, с целью увеличения клиренса велосипеда относительно земли в районе каретки и увеличения прочности ведущей звезды. Особенностью «микродрайва» является использование особых ведомых звёзд, выполненных одним узлом с механизмом свободного хода – драйверов. Подобное решение позволяет реализовать малое количество зубьев ведомой (задней) звезды, в пределах от 9 до 13. Альтернативой драйверу, но с ограничением на размер минимального количества зубьев в 11, являются так называемые «кассетные» втулки, где звезда является отдельной деталью и с помощью гайки устанавливается на механизм свободного хода, «принадлежащий» втулке, как на горном велосипеде.
И, наконец, недорогие модели BMX – детские велосипеды и велосипеды начального уровня, оснащаются обычной «трещоткой», где звезда и механизм свободного хода просто прикручиваются к втулке с помощью резьбы.
На данный момент используются четыре типа кареточных узлов: USA, Euro, Spanish, Mid.
В USA-каретках используется кареточный узел большого диаметра, его можно часто встретить на бюджетных моделях благодаря возможности использовать дешёвые «насыпные» подшипники. Euro-каретка представляет из себя резьбовой кареточный узел, куда вкручиваются чашки с запрессованными в них подшипниками. Spanish и Mid – стандарты, подразумевающие запрессовку подшипников в раму. «Испанская» каретка применяется в том случае, когда производитель хочет сделать велосипед как можно легче, в то время как MidBB, за счёт чуть большего размера подшипников, позволяет добиться большей надёжности.
На данный момент, существует три варианта конструкции шатунов – однокомпонентные, двух и трёхкомпонентные. Однокомпонентные шатуны устанавливаются исключительно с кареткой USA-стандарта на насыпных подшипниках, только на велосипедах начального уровня. Остальные три типа каретки предполагают установку двухкомпонентных или трёхкомпонентных шатунов. В случае с двухкомпонентной системой – ось и один из шатунов представляют собой единое целое, трёхкомпонентная система представляет из себя три детали – ось диаметром 19 или 22 миллиметра и два шатуна. Двухкомпонентные шатуны часто можно встретить на Race-байках и, с недавних пор, на фристайловых моделях – в случае если требуется максимально снизить вес. Трёхкомпонентные системы устанавливаются на большинство фристайловых моделей, они проще в обслуживании, надёжнее и допускают замену отдельных компонентов в случае их повреждения.
ТОРМОЗА
Тормоза – здесь, как обычно, BMX-Race находится в стороне: на гоночных BMX преимущественно, используются тормоза типа V-Brake, как на горных велосипедах, встречаются даже модели, оснащённые дисковым тормозом. И там это оправдано – высокая модуляция таких тормозов позволяет точно регулировать скорость для управления велосипедом на гоночной трассе.
Фристайловые модели оборудованы, в большинстве своём, тормозами U-brake, появившимися в 90е годы и ставшими традиционным типом тормозов для BMX-велосипедов. Передний и задний тормоз немного отличаются по конструкции, и, в случае установки на велосипед двух тормозов, практически обязательным атрибутом становится и гироротор – устройство, обеспечивающее свободное вращение руля в любую сторону на 360 градусов и любое количество оборотов.
РУЛЬ И СИДЕНИЕ
Стандартом в BMX всех направлений на данный момент является безрезьбовая рулевая колонка, где подшипники и рулевой колонки стягиваются с помощью болта-якоря, после чего конструкция фиксируется с помощью болтов на выносе. На детских велосипедах и моделях самого начального уровня можно встретить и резьбовую конструкцию, которая на данный момент уже окончательно устарела. В недорогих моделях рулевая колонка имеет отдельные чашки, запрессованные в раму, в то время как модели высокого уровня оснащаются интегрированными рулевыми колонками, где чашки для подшипников выполнены как часть рулевого стакана.
Вынос может иметь два типа конструкции – с передней и верхней крышкой. Вынос с верхней крышкой позволяет поставить руль несколько выше в то время, как вынос с передней крышкой позволяет в некотором диапазоне менять высоту руля, путём переворота выноса. Практические отличия, по большому счёту, отсутствуют.
Немного сложнее всё с рулями. Существует два типа рулей – двухкомпонентный и четырёхкомпонентный. Каждый из таких рулей имеет свои преимущества и недостатки.
Двухкомпонентный руль более пружинистый, в случае превышения допустимой нагрузки такой руль скорее погнётся, чем сломается, он имеет лучший вид. Четырёхкомпонентный руль жёстче, позволяет использовать при производстве баттированные трубы, он уже в районе коленей райдера, что даёт дополнительный запас места при выполнении трюка.
Седло и подседельный штырь могут иметь разную конструкцию, на велосипедах начального уровня используется стандартная конструкция седла с рамками и подседельный штырь с зажимом седла любой конструкции. Но для велосипедов высокого уровня такая конструкция слишком тяжёлая, поэтому здесь используется Pivotal-система, где седло прикручивается одним болтом к подседельному штырю через отверстие в его обшивке. В последние годы получила популярность интегрированная конструкция, где седло и подседельный штырь представляют собой одно целое. Так как уровень и угол седла для большинства райдеров одинаков – седло устанавливается на минимальную высоту с небольшим подъёмом его передней части, интегрированная система позволяет существенно сэкономить вес.
ДЕТАЛИ
Гироротор – устройство, обеспечивающее вращение руля на 360 градусов, на сколько угодное количество оборотов. Это достаточно сложная система, представляющая собой пару колец с упорами для тросов, надевающихся на шток вилки, под выносом. Кольца свободно вращаются одно относительно другого, плавность хода обеспечивается подшипником между кольцами. За упоры на кольцах крепится трос тормоза, который в свою очередь, раздваивается с помощью специального устройства. Благодаря упорам с барашками на раме и на штоке вилки, под выносом, раздвоенные тросы обеспечивают необходимое натяжение тросов и плавное вращение в любом направлении. Эффективность работы тормоза с установленным гироротором практически не снижается, он позволяет выполнять трюки с вращением руля тем, кто не хочет снимать с велосипеда тормоза.
Многим райдерам хочется облегчить свой велосипед, и в угоду снижению веса с велосипеда снимается всё лишнее оборудование, включая и тормоз. Велосипед становится заметно легче, достигается Clean Look – «чистый» внешний вид без лишних элементов. Производители идут в угоду этому тренду: съёмными делаются крепления для гироротора на раме, упоры для тормозных тросов и крепления самих тормозов. Несмотря на то, что некоторые модели ATOM оснащены съёмными креплениями, мы не рекомендуем снимать тормоза – помните, тормоз — это прежде всего безопасность, Ваша и окружающих.
Пеги – их часто можно встретить на велосипедах для стрита и парка. Пеги устанавливаются на оси велосипеда и позволяют выполнять скольжения по различным граням и перилам. Во флэтлэнде пеги используются в качестве дополнительной точки опоры при выполнении флэтовых трюков, высокая прочность от них не требуется и вместо стали, для их изготовления часто используется алюминий.
Педали могут быть выполнены из разных материалов, чаще всего это алюминий. Они имеют широкую опорную площадку и оборудованы шипами, увеличивающими сцепление с обувью. На современных велосипедах часто можно встретить педали из усиленного стекловолокном нейлона – они легче и безопаснее, а по прочности лишь немногим уступают металлическим.
Ни и под конец, немного «экзотического» оборудования, которое можно встретить на велосипедах опытных райдеров.
Хабгарды – особые накладки на оси втулок велосипеда, защищающие фланцы втулки и головки спиц от повреждений при скольжениях.
Фрикостер – особый механизм свободного хода втулок профессионального уровня, позволяющий двигаться назад без необходимости поддерживать вращение педалей. Втулки с фрикостером устанавливают в основном, профессиональные райдеры: несмотря на сложность технического обслуживания, такая втулка позволяет проще выполнять трюки с движением назад.
Также, упомянем LSD – Left Side Drive. Перенос привода с правой на левую сторону делают в случае, если скольжения с использованием шатуна и кареточного узла велосипеда райдеру проще выполнять на правой стороне.
В наших велосипедах ATOM мы постарались отразить все современные тренды в мире BMX, при этом сделав акцент на универсальность наших моделей. На всех наших байках используется задняя втулка с промышленными подшипниками, каретки стандарта MidBB, полые трёхкомпонентные шатуны и привод микродрайв. На моделях ION DLX мы установили гироротор и добавили полный комплект пег, чтобы можно было попробовать себя в разных направлениях без необходимости приобретать дополнительное оборудование для велосипеда.
ATOM BMX в нашем интернет-магазине SLOPESTYLE.STORE