Маунтинбайк, появившийся в 70е годы 20 века стал поистине массовым увлечением, завоевавшим огромное число поклонников, на каждый проданный велосипед любого другого типа, приходится несколько проданных маунтинбайков. И даже несмотря на последствия пандемии и политические события, горный велосипед продолжает развиваться.

Фраза «изобретать велосипед» стала своего рода нарицательным выражением, означающим попытку придумать нечто, придуманное уже много раз. Но если приглядеться к самому велосипеду, изобретательская мысль не угасает, а современный горный велосипед уже значительно отличается от своих старших братьев из далёких семидесятых. Вот несколько вещей, которые, на наш взгляд, изменили наше представление о маунтинбайке.

Большие колёса

Долгое время основным и единственным размером колёс для маунтинбайка были 26 дюймов. Появление 29-дюймовых колёс изначально было встречено с некоторым скепсисом, их критиковали за недостаточную проворность при езде по сложному рельефу и необходимость прилагать больше усилий для разгона велосипеда.

29″, 27.5″, 26″

Появление колёс размером 27.5 дюймов было воспринято как «золотая середина» между проворными, но обладающими меньшей геометрической проходимостью, 26” колёсами и «большими» 29-дюймовыми. Период «ограниченной популярности» 29” колёс длился недолго – спустя несколько лет стандарт стал основным для маунтинбайка. В последнее время в список трендов входит схема «маллет» – установка колёс разного диаметра, где спереди находится 29” колесо, с его большой геометрической проходимостью, а сзади легко ускоряющееся колесо 27.5”.

Merida eONE-FORTY 8000: схема Mullet, 29″ спереди, 27.5″ сзади.

Велосипеды с колёсами 27.5 дюймов всё ещё можно встретить в продаже в составе экстремальных и спортивно-прогулочных линеек, в то время как 26” практически полностью ушли с рынка качественных велосипедов, оставшись лишь на велосипедах для подростков и недорогих велосипедах маленьких ростовок. Единственное исключение – специализированные велосипеды для дёртджампинга, памптрека и стрит-катания. Там колёса 26″ прочно обосновались в качестве стандарта и уступать своё место не собираются. Как пример – ATOM DJ Radon, наша новая дёртовая модель.

Современная геометрия и новые стандарты

Одной из причин для возвращения 29-дюймовых колёс на горные велосипеды, стало изменение подхода к геометрии велосипедной рамы. Среди основных тенденций – занижение верхней трубы для создания максимально низкого стендовера, более пологий угол рулевого стакана и более вертикальный угол установки подседельной трубы. Велосипеды стали длиннее и ниже, что положительным образом сказалось на управляемости и дало возможность добиться необходимых характеристик с использованием колёс большого диаметра.

MERIDA BIG.TRAIL, трейловый хардтейл – пример воплощения современной геометрии

Свою роль в интеграции больших колёс в конструкцию велосипеда сыграл стандарт Boost, основным аспектом которого стало увеличение ширины фланцев на втулках. Более широкие фланцы позволили изменить угол установки спиц, что нивелировало недостаток жёсткости 29-дюймовых колёс по сравнению с 26-дюймовыми. Более широкая задняя втулка потребовала смещения ведущей звезды в сторону правого шатуна, что в свою очередь, положительно сказалось на возможностях инженеров по размещению в раме широкой покрышки.

Бескамерные покрышки

Говоря о покрышках, в первую очередь стоит отметить развитие технологии бескамерной установки. Появившаяся в начале 21 века система UST от Maviс открыла для велосипедистов мир “бескамерки”. Меньшее сопротивление качению, лучшее сцепление по сравнению с камерными аналогами, возможность использования меньшего давления без риска «пробоя» камеры об обод. Дальнейшая эволюция технологии привела к появлению Tubeless Ready – совокупности нескольких решений, ключевую роль среди которых играет использование специального герметика, берущего на себя как функцию герметизации покрышки, установленной на обод, так и устраняющего небольшие проколы во время езды, делая их, по сути, незаметными для велосипедиста. Что касается самих покрышек, прогресс также не стоит на месте, используется сочетание нескольких компаундов с разной жёсткостью, широко применяются разнообразные технологии, повышающие устойчивость покрышки к повреждениям с одновременным снижением её веса.

Регулируемый подседельный штырь и современный «кокпит»

Пожалуй, «главное» изобретение, полностью изменившее маунтинбайк – регулируемый подседельный штырь. Конструкция, позволяющая изменить высоту седла одним нажатием кнопки на руле и перейти от эффективности педалирования при езде в гору к удобству управления и безопасности на спуске. И наоборот. Про регулируемые штыри мы рассказывали ранее, в нашей статье.

Прогресс не оставил в стороне и элементы управления, «кокпит» – руль и вынос. Если раньше широкие рули устанавливались преимущественно на велосипеды для фрирайда и скоростного спуска, то теперь их можно встретить практически на любом горном велосипеде.

Если в двухтысячных годах, вынос длиной в 120 миллиметров и 580-миллиметровый руль были обязательными атрибутами велосипеда для кросскантри, то в последующие годы можно было последовательно наблюдать уменьшение длины выноса и увеличение ширины руля. Вплоть до современного взгляда на кокпит кросскантрийного велосипеда, где руль уже 750 миллиметров и вынос длиннее 100мм уже практически не встретить. Широкий руль и короткий вынос пришлись кстати для управления 29-дюймовым передним колесом, дав при этом велосипедисту больше возможностей для контроля и поддержания равновесия.

Трансмиссия с одной ведущей звездой

Три ведущие звезды долгое время оставались стандартом для большинства маунтинбайков, в начале века представить себе горный велосипед без «тройника» было сложно. Трансмиссия с тремя ведущими звёздами давала большой диапазон передаточных соотношений: быстрые высокие передачи для езды по ровным дорогам и низкие, вплоть до 1:1 и обратных для подъёмов в гору и преодоления сложного рельефа. Недостатком же был небольшой клиренс, снижающий геометрическую проходимость велосипеда и, как следствие, необходимость устанавливать кареточный узел достаточно высоко, что повышало центр тяжести и негативно влияло на стабильность велосипеда. С появлением 10-скоростной трансмиссии количество ведущих звёзд на многих велосипедах сократилось до двух, стали появляться первые заводские решения с одной ведущей звездой. Одна ведущая звезда использовалась и до этого, на велосипедах для экстремальных дисциплин, но обязательным условием её использования была установка успокоителя цепи – системы роликов и направляющих, обеспечивающих удержание цепи на звезде.

Настоящим прорывом и поводом для практически полного перехода на одну ведущую звезду стало появление Narrow-Wide звёзд и задних переключателей с фрикционным тормозом «лапки». NW-звезда имеет зубья разного профиля, обеспечивающие более плотную посадку цепи на звезду и практически полностью исключающие её падение при езде по сложному рельефу. В свою очередь, фрикционный тормоз лапки переключателя предотвращает её отскок при наезде на препятствие. Сохраняется необходимое натяжение цепи при любых нагрузках, а также при изменении длины цепи, связанном с работой задней подвески полноподвесочного маунтинбайка.

Дальнейшее появление 11 и 12-скоростных трансмиссий решила главную проблему «1х» – недостаточный диапазон передач и ощутимый разрыв между ними. Большие звёзды на кассетах, с количеством зубов вплоть до 52х, обеспечили необходимые низкие передачи для езды в гору. Скоростные же характеристики велосипеда стало возможным изменить путём подбора нужного количества зубьев ведущей звезды.

Мотор

Да, многие велосипедисты до сих пор считают электробайки «не спортивными», а их владельцев – «читерами», компенсирующими недостаток физической подготовки энергией в аккумуляторе. Но правда в том, что современный электробайк с системой помощи при педалировании требует не меньше сил в движении, просто он едет быстрее, может забираться в более крутые подъёмы и существенно расширяет горизонты катания, как в плане дистанций, так и в вопросах разнообразности и интересности поездки. Новые, ранее неизведанные регионы и трейлы, возможность заехать практически куда угодно, ощутив тот самый, ускользающий от нас в подготовленных байк-парках, дух настоящего фрирайда и экстремальных приключений.

Инноваций и нововведений в маунтинбайке за последнее время случилось множество. Новые решения от производителей амортизаторов, электронное переключение, повсеместное применение композитных материалов – всего не перечислить. И, самое главное, несмотря ни на что, маунтинбайк остаётся всё так же популярен, и популярность его растёт. И дело тут не только в технических новинках, но и в увеличении числа увлечённых людей, развитии спорта и растущей популярности здорового образа жизни. И это прекрасно!

Поделиться