Cape Epic. Самая знаменитая многодневная MTB-гонка в мире. О ней, её истории и правилах – наш сегодняшний рассказ.
Кевин Вермаак из Южной Африки: в начале двухтысячных годов, молодой южноафриканец уехал на работу в Лондон, где увлёкся маунтинбайком. Со времененем, его увлечение стало серьёзным, Кевин участвовал во множестве мероприятий по всему миру, включая два велосипедных заезда через Гималаи. Участвуя в La Ruta de los Conquistadores, знаменитой костариканской многодневке, Вермаак решил, что неплохо было бы провести нечто подобное в Южно-Африканской Республике. В 2003 году, после восьми лет в Лондоне, Кевин вернулся в Южную Африку с главной целью – сделать большую гонку.
Впервые новая гонка была представлена в рамках фестиваля Pick n Pay Cape Argus Cycle Tour Expo в Кейптауне, стенд мероприятия вызвал интерес более чему у тысячи посетителей. В 2003м году была разработана концепция и логотипы, была проведена официальная презентация и организована реализация национальных слотов для спортсменов из ЮАР, которые разошлись за три дня. Планируемая гонка привлекла большое внимание со стороны знаменитых велосипедистов, представителей индустрии и профильной прессы.
28 февраля 2004 года стартовала первая гонка. К шестому марта спортсмены проехали 788 километров и набрали 17 380 метров высоты. В гонке участвовали 550 гонщиков, пятая часть которых – иностранцы, из 20 стран мира. Победу одержала команда Карла Платта и Мэнни Хейманса.
Буквально на следующий год, гонка получила удивительную популярность: почти 900 километров по трейлам и грунтовкам Западно-Капской провинции, 840 гонщиков, четверть из которых иностранцы из 29 стран. И официальный статус соревнований UCI. В эфире телевизионных компаний трансляция Cape Epic заняла более 2500 часов эфирного времени, рекорд среди соревнований по маунтинбайку. В 2006 году генеральным спонсором гонки стал крупнейший южноафриканский банк Absa, в число титульных спонсоров вошёл Adidas. В том же году, в команде с Силвио Будни, гонку выиграл Кристоф Саузер, это была его первая из пяти побед на Cape Epic.
Последующие годы популярность Absa Cape Epic стремительно росла, постоянными участниками становятся самые сильные маунтинбайкеры мира – победители кубков и чемпионатов, олимпийские чемпионы. Absa Cape Epic имеет немыслимую медийную популярность, что не могло не сказаться на поглощениях и слияниях: в 2017 году права на Cape Epic были приобретены организаторами знаменитых триатлонов IRONMAN, а Кевин Вермаак занял должность директора проекта.
За исключением непосредственно самой гонки, Cape Epic это ещё и грандиозное приключение, погружение в удивительную природу, историю и традиции Южной Африки. Трассы гонки каждый год были уникальными, при разработке маршрута часто использовались ключевые места, посвящённые многим аспектам культуры ЮАР, как старой, так и новой.
Началу гонки обычно предшествует обширная программа от организаторов – экскурсии, различные мероприятия, знакомство с персоналом гонки, обязательный брифинг и решение всех вопросов логистики.
Как и большинство многодневных велогонок, Cape Epic начинается с пролога. Обычно, это дистанция, протяжённостью около 30 километров, с достаточно сложным рельефом. Сильные гонщики используют пролог для занятия выгодной стартовой позиции на этапе. Команды из двух гонщиков стартуют попарно, с рампы, под объективами камер и при поддержки огромного количества болельщиков.
Важно упомянуть о командах: на Cape Epic изначально не подразумевается индивидуальное участие: в гонке участвуют только пары из двух спортсменов, существуют зачёты для мужских, женских и смешанных команд. Такой формат обусловлен в первую очередь, безопасностью – значительная часть маршрута гонки проходит практически в диких условиях, минимально затронутых человеческой деятельностью. Зачётное время определяется на момент пересечения финишной черты вторым участником команды, что делает бессмысленными индивидуальные отрывы, за которые положен и штраф: отрыв членов команды друг от друга чем на 2 минуты приводит к часовому пенальти. После третьего нарушения этого правила следует дисквалификация команды. На первое месте в Cape Epic стоит командная работа и поддержка друг-друга гонщиками одной команды, на всем протяжении гонки.
Вслед за прологом, следуют сами этапы, 7 дней с дистанцией от 60 до 140 километров на день. Даётся массовый старт с предводительством машины сопровождения, после выезда из «безопасной зоны», сопровождение покидает гонщиков и начинается настоящая борьба. Бороться приходится не только с сильными соперниками, но и с экстремальными условиями самой гонки: африканской жарой, непредсказуемым покрытием трассы, рельефом и расстоянием. Не даром, Cape Epic в классификации UCI имеет Hors catégorie – высшая сложность, вне категорий.
Для каждого этапа установлен временной лимит. Те, кто в него не уложился, получают синий номер и право продолжить гонку, но уже вне зачёта. Команды с синими номерами, повторно не справившиеся с временными рамками, снимаются с гонки.
Как мы уже говорили, Cape Epic это не только гонка, но ещё и приключение, для многих – главное приключение всей жизни, как экспедиция в Антарктиду или восхождение на Эверест. И случиться может всякое, тем более, условия и нагрузки Cape Epic более, чем суровые. Поломка велосипеда, травма, болезнь… если один из гонщиков команды по какой-либо причине не может продолжать гонку, другой гонщик получает «леопардовую джерси» и может продолжить прохождение дистанции в одиночку, но с условием, что он движется в конце гонки, не пересекаясь с соревнующимися спортсменами. Это правило действует только для гонщиков, имеющих лицензию UCI. Такой гонщик не может оказывать помощь другим спортсменам, а те, кто принял от «изгоя» какую-либо поддержку, будут дисквалифицированы.
По завершении каждого из этапов, гонщиков ждёт лагерь, где устанавливаются индивидуальные палатки для ночёвки, участников ждёт ужин, разнообразные акции и мероприятия от спонсоров, мойка и техническое обслуживание велосипедов. Обычно, лагерь разворачивается на пару дней, и по мере продвижение гонки, переезжает в новое место, откуда начинается старт последующих этапов.
В последние годы, финал гонки проходит в поместье Валь-Де-Ви, одном из самых респектабельных жилых комплексов ЮАР, где завершивших гонку гонщиков ждёт тёплый приём и грандиозная вечеринка с награждением победителей.
Для тех, кто профессионально занимается велоспортом, предусмотрен весомый наградной фонд: приз команде UCI, занявшей первое место в общем зачёте, составляет 300000 рандов (больше 16 тысяч долларов). Значимые призы получают все гонщики, занявшие места в топ-10, как в общем зачёте, так и на этапах.
Как попасть на Cape Epic? Гонка открыта для всех желающих, в возрасте от 19 лет (на 31 декабря года, в который проводится гонка), но принять участие в ней непросто.
В первую очередь, слоты Wild Card предоставляются именитым гонщикам UCI, спортсменам, входящим в топ-10 Cape Epic и победителям в категории Мастера и Гранд-Мастера. Также, гарантированные слоты предоставляются победителям многодневных маунтинбайк-гонок, таких как 4islands, Swiss Epiс и нескольких других, проводящихся в рамках Epic Series.
Участие гарантируется гонщикам, имеющим активный слот на гонки предыдущих лет, которые по какой-либо причине не состоялись, как, например, отменённая из-за эпидемии коронавируса гонка 2020 года. Гарантированное участие на следующий год получают волонтёры, оказывающие помощь в организации текущей гонки.
Определённое количество слотов выставляется в открытую продажу и их могут приобрести в порядке очереди те, кто зарегистрировался в бесплатный лист ожидания, с условием моментальной оплаты после уведомления. Некоторое количество резервируется за представителями медиа и благотворительных организаций, на усмотрение организаторов гонки.
И, наконец, лотерея. Внеся относительно небольшую сумму (10$), можно участвовать в лотерее, в которой разыгрывается большое количество слотов. На каждый лот предусмотрен один командный слот, указывать при регистрации данные партнёра по команде не требуется, поэтому оба члена команды могут подать персональные заявки и увеличить шансы на победу. Единственное требования организаторов – слот не может быть передан, поэтому тот, кто принял участие в лотерее и выиграл, обязательно должен быть в команде.
Сколько стоит участие в гонке? Взнос за команду составляет 7500$, для гонщиков из ЮАР – 104800 рандов (порядка 5700$). Дополнительно можно заказать широкий список услуг, среди которых индивидуальные планы питания, работа фотографа на дистанции, размещение до и после гонки, разнообразные услуги трансфера для гонщика и его оборудования.
Для гонщиков из России, Cape Epic знаком уже много лет. Например, Олег Наумов и Александр Сахаровский (Team Baikal) принимали участие уже в пяти гонках с 2015 года, выступая в категории Мастера. В 2022 году, как Team Vita, ангарчане поехали уже в Гранд-Мастерах. В разные года в Cape Epic принимали участие многие российские спортсмены, и о многих из них мы ещё расскажем.
Cape Epic – это вызов который определённо точно сможет принять не каждый. Но каждый может сделать первый шаг к своей мечте, будь то победа на местной кросскантрийной гонке, участие в многодневке и так далее, от марафонского путешествия через горные перевалы до золота Cape Epic, по престижности сравнимого с олимпийским. Главное – иметь мечту и идти к ней не останавливаясь.
Titan Racing Bikes – это байки из самого центра того, что называется Cape Epic. Велосипеды линейки Cypher разрабатывались специально для гонщиков Valley Electrical Titan Racing team, постоянно принимающих участие в Cape Epic и многих других соревнований Южной Африки, которая с годами становится поистине настоящей Меккой маунтинбайка. Хендрик Крюгер принимал участие в Cape Epic 6 раз и успешно завершил 5 гонок, его товарищ по команде Мэтью Кейсер – три раза, завершив две гонки.
Хотя гонка 2022 года прошла для команды в целом неудачно: Мэтью сошёл с дистанции после первого этапа, а Хэндрик Крюгер финишировал с синим номером и результатом 32ч. 46м .42,5с (20.78км/ч средняя скорость), спортсмены не сдаются и продолжат участие в Cape Epic, ведь для них самая грандиозная MTB-гонка в мире является, по сути, домашней.
Ну а мы предлагаем вам обратить внимание на Cypher и Cypher RS – кросскантрийные полноподвесочные байки, выкованные на «Кузнице» Titan Racing в самом центре Cape Epic.
Cypher RS – быстрый кросскантрийный байк с ходом подвески 100мм и классической гоночной геометрией, модель Cypher имеет увеличенный до 120мм ход подвески и предназначен для жёстких трасс с большим количеством техничных спусков.