Новость о появлении новых байков начала распространяться в новостях велосипедных каналов ещё несколько месяцев назад, и вот, наконец, новые байки представлены официально!
РАМА
На первом месте, конечно же, абсолютно новая рама. Главной её особенностью является использование технологии Flexstay, уже знакомой нам по короткоходной модели NINETY-SIX.
Технология подразумевает отсутствие шарнира между верхними и нижними перьями в оси заднего колеса, при срабатывании подвески, верхние перья изгибаются по принципу плоской пружины. Использование этого принципа хорошо отработано во многих моделях MERIDA, не только в NINETY-SIX, но и в моделях без задней подвески, где технология Flextstay призвана обеспечивать дополнительный комфорт.
Для реализации подвески без заднего шарнира, разработчикам пришлось серьёзно потрудиться в части создания системы линков, обеспечивающих минимальный изгиб пера. Результатом стал задний треугольник, имеющий большую, относительно моделей предыдущих годов, торсионную жёсткость, а также возможность адаптировать технологию Flexstay для использования на велосипедах с алюминиевой рамой.
Все велосипеды ONE-SIXTY и ONE-FORTY получили флип-чип, с помощью которого возможно использовать как два колеса 29 дюймов, так и конфигурацию «маллет» – переднее 29-дюймовое и заднее 27.5-дюймовое колесо. С помощью флип-чипа можно изменять положение заднего треугольника относительно переднего, компенсируя изменения в геометрии и оставляя её прежней – изменяется только колёсная база велосипеда, в то время как параметры, влияющие на посадку и положение на байке – ЕТТ, стак и рич, остаются незменными. Также, при изменении положения флип-чипа, меняется и ход заднего колеса: в случае использования 27.5 дюймов, он увеличивается (162 до 171 для ONE-SIXTY и со143 мм до 151 мм для ONE-FORTY).
Использование заднего тормоза на заднем треугольнике с Flexstay требует определённых инженерных решений, в частности, крепления тормоза строго на нижнее перо треугольника. И если для NINETY-SIX был использован редко применяющийся в маунтинбайке стандарт FlatMount, то на длинноходных моделях для эндуро и all-mountain, возможностей компактного каллипера под FlatMount явно было бы недостаточно. В MERIDA нашли решение с помощью фрезерованного адаптера, устанавливающегося на перо, к которому в свою очередь, крепится задний тормоз. Адаптер обеспечивает работу тормозов с ротором диаметра 200 миллиметров (или 203, если того требует тормоз), и позволяет использовать все имеющиеся размеры тормозных каллиперов за счёт расположения каллипера вне заднего треугольника (некоторые ограничения были на предыдущем поколении, теперь это в прошлом). Массивная деталь из фрезерованного алюминия, в случае с карбоновой рамой, неплохо справится и с функцией рассеивания тепла, аналогично технологии DISC COOLER из мира шоссейных велосипедов.
Ещё одной важной новостью стал отказ MERIDA от использования традиционной сетки размеров. Теперь выбирать байк можно исходя не из высоты подседельной трубы, а из желаемой длины рамы. Так гонщики эндуро, желающие стабильности на скоростных участках, могут приобрести велосипед с более длинной рамой, а те, кому хочется вёрткости, наоборот – взять велосипед с рамой меньшей длины. Линейка размеров, получившая название AGILOMETER содержит приблизительные рекомендации по выбору размера с учётом желаемых характеристик байка. В зависимости от размера, изменяются некоторые другие параметры геометрии, такие как длина перьев и соотношение рича к стаку, а также, высота подъёма руля: отдел, ответственный за анатомию посадки, проделал действительно серьёзную работу.
Новый подход к размеру отразился и на кинематике подвески: в рамках концепции FAST, велосипеды с более длинной рамой получили более прогрессивную подвеску, исключающую частый пробой и дающую возможность ездить агрессивно, в то время как рамы более коротких размеров будут иметь более линейную подвеску, чтобы лёгкие райдеры могли воспользоваться всем диапазоном её хода.
ДЕТАЛИ И КОМПОНЕНТЫ
Одним из пунктов большого списка инноваций, является подседельный штырь, абсолютно новая его модель: MERIDA TEAM TR. Так, как все модели во всех размерах имеют приблизительно одинаковую высоту подседельной трубы, а необходимость регулировать седло по высоте никуда не делась, было принято решение решить этот вопрос за счёт конструкции самого штыря. Он получил внушительный ход – 230 миллиметров, и возможность тонкой регулировки хода (и, как следствие, высоты седла) с помощью обычного шестигранного ключа. Без сомнений, решение, для современного рынка велокомпонентов, уникальное. При этом, стоит отметить, что проводка и крепление штыря остаются вполне себе «обычными» и, при необходимости, штырь может быть заменён на другой, подходящей длины и с подходящим ходом.
Отдельного упоминания стоит проводка: она полностью интегрирована в раму, с использованием уже знакомой по NINETY-SIX и шоссейным моделям, рулевой колонкой WirePort. Интересное решение в районе шарнира: гидролиния заднего тормоза и трос переключателя проходят через ось шарнира насквозь. Отличное, элегантное решение, позволяющее с одной стороны, не снижать жёсткость основного шарнира, с другой стороны – полностью убрать петли «проводов» в районе каретки.
Касательно самого шарнира, многим маунтинбайкерам он стал источником проблем: летящая грязь и песок приводили к риску повышенного износа и необходимости частой чистки и технического обслуживания, либо использования проприетарных уплотнений. На новых байках инженеры пошли проверенным способом: установили небольшое съёмное крыло, закрывающее шарнир от летящей из-под колеса грязи. Для тех, кому маленького крыла мало, в линейке аксессуаров будет предлагаться большое, работающее в связке со штатным.
Внимание к деталям – одна из фирменных «фишек» MERIDA, и здесь инженеры с радостью занялись исполнением «чек-листа» современных трендов, в особенности, на карбоновой раме.
Начнём с MERIDA SERVICE PORT: в районе кареточного узла появилась крышка, облегчающая доступ к проводке и позволяющая проконтролировать состояние оси основного шарнира. Но на этом функционал крышки не ограничивается, она открывает доступ к внутренностям нижней трубы, где разместился аккуратный и небольшой неопреновый «ролл-бэг». В скрутку уместится насос, запасной петух, другие мелочи: MERIDA видят там заплатки, запасные линки для цепи, набор для ремонта бескамерки. Впрочем, с учётом интеграционных решений MERIDA последних лет в части аксессуаров, содержимое нижней трубы остаётся на усмотрение и фантазию райдера. MERIDA не советует хранить там сэндвичи, называя этот поступок глупым.
В районе переднего крепления амортизатора карбоновая рама получила съёмную пластину с застёжкой-липучкой, специально для крепления запасной камеры и балончика с CO2. При необходимости, пластину можно снять, при необходимости использовать для закрепления других аксессуаров подходящего размера.
Конечно же, инструменты. Здесь можно немного расслабиться: стандартный мини-мультитул от MERIDA в чехле под седлом и ручка задней оси с функцией 4/6мм шестигранника. Само собой, на всех шарнирах применяется NON SLIP TIGHTENING – фирменная технология MERIDA для сквозных осей, где ответная часть оси зафиксирована в раме и для затяжки требуется только один ключ.
Ещё карбоновые рамы получают «встроенное» заподлицо в нижнюю трубу крепление Fidlock: одно из самых интересных изобретений в современных велоаксессуарах. Как заявляет MERIDA, бутылка 600ml под этот стандарт может быть установлена на любую, даже самую короткую раму.
Отличия ONE-SIXTY от ONE-FORTY
Оба байка созданы на одной и той же платформе: рама – передний и задний треугольники, система линков, детали и другие решения – всё это остаётся, по сути, неизменным. Основное отличие – задний амортизатор, точнее метрический стандарт и, соответственно, ход.
С учётом изменения хода вилки, ONE-FORTY получает более вертикальный угол рулевой колонки по сравнению с ONE-SIXTY, а длина посадки компенсируется 10 миллиметрами смешения седла (setback) на ONE-FORTY, параметры длины посадки остаются в сравнимых пределах.
ONE-FORTY имеет более нейтральную геометрию, ориентированную на езду вверх и «по прямой», в то время, как ONE-SIXTY становится эталоном для эндуро и вплотную приближается к тому, что считается, на данный момент, идеальным лёгким «парковым» байком.