Там, где кончается асфальт, начинается гравий, велокросс и, конечно же, маунтинбайк. Сегодня наш рассказ про контактные педали для внедорожных дисциплин велоспорта.
(с) Сергей Иванов, Slopestyle.ru
На дворе 1990й год. Прошло уже 8 лет с момента, когда Specialized выкатили на витрину своего магазина первый Stumpjumper, ознаменовав тем самым рождение “коммерческого” маунтинбайка. Уже несколько лет маунтинбайкеры смотрят на своих шоссейных “собратьев”, учатся кататься не падая и завидуют им, уже вовсю использующим контактные педали. А “потерять ногу” на бездорожье – это обычно больно, уверен, многие со мной согласятся. И вот над миром MTB наконец, восходит контактное солнце. Shimano презентую свою первую, “самостоятельную” систему контактных педалей SPD.
SHIMANO SPD
Как мы уже писали, система была представлена как универсальная. Для шоссейных велогонок был представлен стандарт SPD-R, для маунтинбайка – “просто SPD”. Shimano Pedal Dynamics. И если в деле шоссейного велоспорта Shimano пришлось догонять Look, то в части маунтинбайка японские разработчики стали пионерами.

Главной особенностью новой системы стал маленький, компактный крестообразный “шип”, который можно было упрятать внутрь протектора подошвы. Сама же “прищепка” педали представляла из себя рамку из штампованной стали, одна сторон которой была подпружинена и повешена на шарнир. За счёт шарнира и пружины, шип вставлялся в рамку и специальным пазом защёлкивался в ней. При повороте ноги, или от скручивающей нагрузке при падении, рамка раздвигалась в обратную сторону и шип высвобождался, освобождая при этом и ногу. Гениально простая конструкция, ставшая, к тому же, двухсторонней. Шоссейные педали имели механизм фиксации только с одной стороны, и велосипедисту приходилось “ловить педаль” перед тем, как застегнуться, на маунтинбайке всё было сделано, на первый взгляд, удобнее.
Первые контактные педали Shimano PD-M737 были выпущены в большом количестве и разлетелись как горячие пирожки. Их заслуженно оценили маунтинбайкеры, не остались в стороне и другие любители погонять в грязи – поклонники велокросса. Но вскоре выяснилось, что педаль имеет один очень большой недостаток. Разработанная для того, чтобы использоваться на бездорожье, она… боится грязи!
Именно так, механизм был устойчив к повреждениям, был лёгок в использовании, маунтинбайкеры научились быстро пристёгиваться и отстёгиваться, но только на чистых педалях. Плотно прилегающие друг к другу части механизма собирали внутрь грязь, которая утрамбовывалась шипом на ботинке, в результате чего педаль заклинивало – в неё невозможно было встегнуться, а если погрязнение настало в процессе езды – выстегнуться.
Shimano предприняли попытки усовершенствовать педаль, новые модели летели как из пулемёта. Менялись размеры и формы рамок… но проблема оставалась. А на пятки уже серьёзно наступал Time.
TIME ATAC
Создавая свою “горную” педаль, Time очень внимательно подошли именно к вопросу грязеустойчивости. Достаточно одного взгляда на первые педали Time, чтобы всё стало понятно.

Две П-образные скобы из толстого прутка, с концами, закрученными в пружину и запрятанными в пластиковый корпус, на одной стороне которого сделан наплыв, чтобы, при застёгивании, попасть шипом в нужную часть. Сам шип – прямоугольник, с двумя зацепами, защёлкивающимися в скобы педали. Грязь? Она просто выталкивалась из педали по ходу встёгивания. Регулировка усилия отстёгивания изначально была не предусмотрена – угол можно было изменить, поменяв шипы на ботинках местами. Своих проблем у педалей тоже хватало, главной из которых стала низкая долговечность пластикового корпуса и легко стирающиеся при ходьбе и частом использовании в грязи, бронзовые шипы. Тем не менее, маунтинбайк-сообщество разделилось на поклонников Shimano и Time. Первые страдали от грязи, вторые – от стёртых шипов и корпусов педалей.
Неожиданно, спрос на рынке контактных педалей для маунтинбайка оказался очень высоким, и стремясь увеличить продажи, Shimano, и Time постоянно усовершенствовали свои модели. Time избавились от нежных корпусов, пружина получила новый, плоский профиль, появились регулировки усилия отстёгивания. А Shimano спас инженер Тосиюки Танаки, в 2000 году разработав новый механизм, устойчивый к грязи, впервые воплощённый в легендарных “народных педалях” PD-M520.
CRANK BROTHERS
Однажды, в каком-то подвале, инженер Фрэнк Хермансен и промышленный дизайнер Карл Уайнфорднер сделали монтажку. Они назвали её Speedy Lever, она была странной и вызвала огромный интерес на выставке Interbike. Решив не останавливаться, друзья придумали контактные педали. Они тоже выглядели странно. Вместо привычных всем в мире маунтинбайка, двухсторонних педалей, Crankbrothers Eggbeater были четырёхсторонними.

В сообществе любителей покататься по грязи, настал безумный восторг: абсолютная грязеустойчивость, простейшая конструкция, где казалось бы, нечему ломаться. Но ожидания быстро сменились разочарованием: быстро выходили из строя подшипники, лопались пружинки и рамки самой педали. Многие велосипедисты отмечали разный угол выстёгивания в разных положениях рамки, были случаи непроизвольного отстёгивания педали при ударе снизу. Неудачи долго преследовали Crankbrothers, тем не менее, продукция завоевала множество поклонников по всему миру, заняв своё законное место в традиционной “контактной тройке” производителей, на этот раз в МТВшной, на славу фанатам и хейтерам. А там и Crankbrothers поработали над ошибками, устранив большинство детских “болячек”.
А что же остальные? Look, сосредоточившись на разработке и поддержании рынка шоссейных педалей, уделили бездорожью не так много сил, и решили остановиться на лицензионном производстве: отметились все трое, и Shimano, и Time, и Crankbrothers, кто-то технологиями и патентами, как например, Time и Shimano, а кто-то прямым лицензированием продукции, как пример Look 4×4, копия Crankbrothers Eggbeater.
А Speedplay со своей “горной” моделью Frog, как всегда пошли своей дорогой.

Shimano, в свою очередь, не стеснялась раздавать лицензию на производство SPD-совместимой продукции, и педали под этот стандарт выпускали все, кому не лень, от признанных педальных гигантов вроде Wellgo и Xpedo, до OEM-изделий под марками производителей велосипедов. Результатом стало огромное количество разнообразных форм и типов педалей, предназначенных под SPD-стандарт крепления, “на 2 болта”.
Попробуем хоть немного разобраться в том, какие педали для чего предназначены и что лучше выбрать для той или другой дисциплины.
Контактные педали без платформы.
Пожалуй, представляя себе контактные педали, мы представляем себе именно их. Они практически лишены каких-либо опорных поверхностей на корпусе и представляют из себя, по сути, механизм, закреплённый на оси, без лишних деталей.
![]() |
![]() |
Назначение таких педалей – гонки кросскантри и любые другие направления, где используется обувь с очень жёсткой подошвой, например гравийные гонки или велокросс. У таких педалей лучше самоочистка, в них скапливается меньше грязи, они легче. Но вашу стопу должна полностью поддерживать подошва обуви, педаль в этом деле не участвует. Так что если у вас жёсткие, гоночные туфли, лёгкие “naked”-педали – ваш выбор.
Контактные педали с небольшой платформой.
Если стоит задача не только передвигаться бегом по непроходимым участкам на гонке, но и много ходить, например, поднимаясь в гору или преодолевая броды, грязь и буреломы, то есть смысл обратить внимания на обувь, позволяющую с комфортом передвигаться пешком. У такой обуви, обычно, более мягкая подошва, которая хоть и жёстче, чем на туристических кроссовках, но всё-же существенно более мягкая, чем у гоночных велотуфель.
![]() |
![]() |
Для такой обуви хорошо было бы увеличить пятно контакта между педалью и ботинком. Раньше такие педали относились к категории Trail, но сейчас активно предлагаются и в сегменте Gravel. Они имеют “рамку”, обеспечивающую дополнительную поддержку для подошвы, компенсируя отсутствие абсолютной жёсткости. Проверить просто: ходьба по твёрдой поверхности не доставляет неудобств? Значит педали с рамкой.
Педали для Gravity-дисциплин.
Их задача – в максимальной степени увеличить опорную поверхность для ноги, помогая лучше контролировать велосипед и равномерно распределять нагрузку на подошву обуви при экстремальном катании.
![]() |
![]() |
Ещё одна особенность таких педалей: в случае, если вы не успели правильно застегнуться на старте какой-нибудь отвесной съезжалки, можно достаточно надёжно продолжать ехать, удерживая непристёгнутую ногу на педали. Практически все модели педалей для гравити-дисциплин дополнительно оснащаются съёмными шипами, как на привычных “топталках”.
Какие педали выбрать? Ориентируйтесь на то, как планируете кататься. Если вы спортсмен и основное для вас – тренировки и участия в соревнованиях по XC, велокроссу или гравийным гонкам, то есть смысл приобрести гоночные велотуфли, например, FLR FX-3 или FLR FX-1, и дополнить их лёгкими контактными педалями, такими как Shimano PD-M520/540/8100/9200, Time ATAC, Crankbrothers Eggbeater.
Если вам ближе трейловое катание или туризм, и вы хотите ездить в обуви, удобной для ходьбы пешком, такой как представленные у нас велоботинки FLR MXT Vibram, то рекомендуем остановиться на трейловых педалях, таких как Shimano PD-M530/8120, Crankbrothers Candy, Time Speciale.
Ну а если вы любите даунхилл и фрирайд, и вам хочется максимальной поддержки, то для вас Shimano Saint, Crankbrothers Mallet, Time MX и XYSTO.
Односторонние педали.
Среди контактных педалей под стандарт SPD (2 отверстия) есть множество вариантов, где механизм находится только на одной стороне педали. Условно, их можно разделить на два вида. В первом случае, с другой стороны будет платформа обычной педали. На таких педалях можно без проблем ездить в обычной, повседневной обуви. Если велосипед используется для коммьютинга в “гражданской” одежде и обуви столь же часто, как и для спортивных поездок, возможно они будут неплохим выбором.
![]() |
![]() |
Другие педали не имеют платформы и напоминают педали для шоссейного велосипеда. Их можно рекомендовать тем, кто хочет приобщиться к шоссейному велоспорту, но по какой-то причине не хочет использовать жёсткие шоссейные велотуфли и шоссейные контактные педали. Например, вы купили себе шоссейник, долгое время катаясь на маунтинбайке в контактах. И хочется, чтобы ваш образ был максимально “шоссейным”, без затрат на новые туфли) Двухсторонние будут, наверное, поудобнее, но на вкус и цвет.
На этом на сегодня, пожалуй, всё. В заключительной части нашего рассказа, мы поговорим о том, какие плюсы и минусы есть у контактных педалей, как начать ими пользоваться, как подобрать велосипедную обувь под них и на что нужно обращать внимание. Оставайтесь с нами, а если хочется задать вопрос или поучаствовать в обсуждении наших материалов, заходите к нам в VK и в Telegram!









