В февральском номере Mountain Bike Rider вышел обзор MERIDA NINETY-SIX 8000, даункантри-версии легендарной модели MERIDA для гонок кросскантри и марафона!
SLOPESTYLE.RU: Обзор получился неоднозначный: мы постарались сохранить мысль авторов, и дадим в конце свою оценку
Merida Ninety-Six 8000
Текст:
Roo FowlerMerida Ninety-Six 8000
Плюсы:
Кросскантрийный байк с подвеской, которая действительно работает. Отличные покрышки.
Минусы:
Есть шанс посетить своего остеопата. Ростовки всё ещё консервативны. Следите за верхней трубой, если собираетесь упасть.
НОВИНКИ MERIDA 2021: NINETY-SIX!
Merida Ninety-Six уже многие годы прочно присутствует на сцене гонок XC и марафонов, став выбором таких легендарных гонщиков, как Гунн-Рита Дале Флесья и Хосе Эрмида на самых жёстких трассах Кубка Мира. Байк снискал популярность и у “частных” спортсменов, например на родине Хосе в Искании. В 2020м году байк был обновлён: геометрия старой модели перестала отвечать современным требованиям, блокировка подвески была неуклюжей, как и антикварное крепление переднего переключателя (помните, на свете были передние переключатели?)
В новой модели Merida модернизировала геометрию, обновила блокировку, удалила передний переключатель и шарнир между перьями и, наконец, сделал раму более стремительной. После всего этого перед нами отлично выглядящий кросскантрийный байк, который готов просто кричать о немыслимой скорости. Или о боли…
Ещё более удивительно, что если вы любите гонять по трейлам с целью получить удовольствие, а не добиться максимальных скоростей, Merida предлагает и “даункантри” версию байка. Модель называется Ninety-Six 8000 и оснащена вилкой SID с бОльшим ходом (120мм вместо 100), правильными трейловыми покрышками (2.4″ Maxxis Minion DHR II) и четырёхпоршневым каллипером переднего тормоза. Плохие новости: модель для даункантри в линейке всего лишь одна и стоит байк больше £6000, мы бы хотели видеть развитие концепции в более дешёвых моделях.
Конструкция рамы одинакова для всей линейки: на всех моделях вы увидите массивный узел рулевой трубы, внутреннюю проводку тросов, два крепления для флягодержателей и крепление для аксессуаров под верхней трубой. Отличается только спецификация карбона: топовый байк RC 9000 имеет раму CF5, которая легче на 150 граммов, остальные три модели используют раму CF4, которая чуть тяжелее. И не то, чтобы это сильно нас беспокоило – наш Ninety-Six 8000 в ростовке Large весил 11.64кг даже с камерами внутри колёс.
Если вы знакомы с тем, как Merida называет свои байки, вы знаете, что название имеет отношение к ходу задней подвески. По крайней мере, так это было с одной из первых моделей этого байка. Теперь это больше говорит о назначении, а ход подвески вырос до 100мм, хотя по нашим измерением он составляет что-то около 95мм. За работу подвески отвечает верхний линк, соединённый с амортизатором RockShox SIDLuxe shock.
MERIDA NINETY-SIX и NINETY-SIX RC: кто быстрее в кросскантри?
Как у многих карбоновых короткоходных байков, свингарм выполнен однокомпонентным, сопротивляющимся сжатию подвески. Такая конструкция позволяет снизить вес и стоимость производства. В то время, как на многих байках байках “карбоновая пружина” забивает работу демпфера и негативно влияет работу подвески в целом, на Ninety-Six подвеска “живая” и остаётся активной на мелких неровностях, при этом не пробиваясь при больших ударах. Это действительно прогрессивная конструкция, вам не нужно будет выбирать простые траектории и объезжать дропы, вы можете полностью грузить байк в поворотах и выстреливать на прямых участках, не тратя силы на вращение педалей.
Когда требуется дать полный газ, на руле есть возможность изменить компрессию с помощью вращающегося “грипшифта” TwistLoc, делающего переднюю и заднюю подвеску жёсткой. Включаете блокировку поворотом рукоятки и отключаете нажатием кнопки. В целом, это конструкция менее навязчива, чем TwinLoc от Scott и вы можете использовать привычную манетку управления штырём под рулём. Тем не менее, фиксирующий винт, удерживающий TwistLoc на руле, слишком маленький и мы свернули его в попытке затянуть. И ещё, мы сомневаемся в необходимости блокировки для байка с эффективностью педалирования как у Merida, даже при полностью “открытой” подвеске. Гонщики полюбят блокировку, но если вы не любитель хлопков стартового пистолета, её, пожалуй, стоит снять.
Спереди последняя версия вилки RockShox SID Ultimate. У нас было несколько байков с такими же вилками, эта вилка быстро заняла позицию нашего фаворита среди короткоходных моделей. Она не только очёнь лёгкая, но и прекрасно работает, обеспечивая отличное сцепление и поддержку, оставляя запас своего небольшого хода для гашения больших ударов. Впечатление – как от хорошей трейловой вилки, севшей на жёсткую диету и работающей крайне гармонично в паре с амортизатором SIDLuxe. На некоторых байках с вилкой SID мы отмечали недостаточную точность управления, но Merida управляется идеально. Мы не можем сказать уверенно, но возможно здесь помогает и узкий 740мм руль, обеспечивающий меньший рычаг в поворотах.
Учитывая цену в 6000 фунтов, задний переключатель SRAM GX вызывает удивление. Но если приглядеться получше, становится понятно, что Merida сместила акцент в сторону цепи и кассеты, установив XX1. Кассета – один из самых дорогих компонентов трансмиссии, играющий большую роль в экономии веса, так что это мудрое решение. Так что кассета будет лёгкой, с фантастически выглядящим медным покрытием. Для лёгкого велосипеда тормоза Shimano XT обеспечивают большую мощность торможения, а задний каллипер “шоссейного” стандарта Flat Mount выглядит очень аккуратно, пусть и необычно.
Карбоновые колёса Reynolds TR 309 ещё больше повышают общий класс спецификаций. Незаметные наклейки “чёрное на чёрном”, отличный внешний вид и 1750 грамм на весах, не создающие глобального выигрыша в весе.
Как он едет
Я давно получал боль в спине от катания на маунтинбайке, но после первой 30-километровой поездки на Merida Ninety-Six я не мог встать. Поза с опущенной вниз головой и смотрящей в небо пятой точкой, выглядящая очень быстро на картинках с двадцати-с-чем-то-летними велосипедистами, полностью искалечило моё сорокалетнее тело. И это после того, как я перевернул вынос, сделав подъём руля положительным. Серийные велосипеды будут поставляться с длинной рулевой трубой и некоторым количеством спейсеров, чтобы можно было играть с высотой руля, но на нашем демо-байке такой роскоши не было. Низкая рулевая колонка и вынос, напоминающий шею страуса – плохо подходит для даункантри-байка.
И не только это. В случае падения, руль может провернуться и ударить по верхней трубе манетками, даже если будут стоять спейсеры, а вынос будет перевёрнут. Я не думаю, что зазор будет достаточным, чтобы предотвратить эту нежелательную встречу.
Несмотря на все разговоры о “современной геометрии”, Merida Ninety-Six в этом вопросе вряд-ли на острие моды. Рич 460мм скорее средний, высота каретки 335мм на 10мм выше, чем следовало, а подседельная труба 475мм означает, что я не могу использовать дроппер 175мм на полной длине.
DREAM BUILD: MERIDA NINETY-SIX 8000
XC байки могут быть весёлыми!
Тем не менее, байк остаётся весёлым в езде, за что большое спасибо мягкой, прогрессивной подвеске, способной на многое вилке SID и агрессивной резине Maxxis. На нём можно качать и прыгать без оглядки на рельеф, он может уверенно поедать повороты, сохраняя контроль (на сухом, когда становится мокро, появляется нервность из-за высокой каретки и короткой базы), он любит скорость и позволяет реализовывать её без лишний усилий со стороны райдера. Узкий руль позволяет пролезать во все щели, на подъезде к которым товарищи с эндуро и трейловыми байками ищут свои тормоза.
Merida Ninety-Six это быстрый, интересный велосипед на гладких, относительно ровных трейлах, всё-таки демонстрирующий свои кросскантрийные корни на более сложном рельефе, где его потенциал ограничен короткой колёсной базой, высокой кареткой и низким передним треугольником.
Мы благодарны Дэни за обзор, но от себя хотим добавить: да, в процессе тестирования предсерийных образцов может сложиться особое мнение, вряд-ли имеющее отношение к впечатлениям от серийного байка. Особенно, если разговор идёт о велосипеде, далёком от байков, использующихся в избранном стиле катания. Так и с автором – привыкнув к высоким рулевым стаканам современных трейловых велосипедов, наверняка будет очень неудобно в седле кросскантрийной ракеты. Было ли у журналистов время на настройку посадки – этого мы не узнаем. То же касается и “современной геометрии”: огромный рич, заваленный угол рулевой, низкая каретка – всё это очень хорошо для трейлового байка, но так ли это в случае с кросскантри и даункантри? Надеемся, MBR ещё уделит время тестам Merida Ninety-Six и вынесет окончательный вердикт, максимально объективный.Тем более, ребятам из GMBN байки очень понравились.