“Никогда”, говорят одни, – “ты просто не пробовал “, слышат они в ответ. Велокультура и субкультура, спорт и полная его противоположность. Предельная простота и запредельная сложность. Сегодня наш рассказ о Fixed Gear.
На дворе середина 20 века, недавно закончилась Вторая Мировая, и весь мир потихоньку оправляется от семилетнего ада. Япония, приняв капитуляцию, восстанавливает экономику и стремительно впитывает западную культуру, добавляя к каждому из её проявлений свою собственную, непонятную гайдзинам, обёртку. Кейрин – уникальный вид велосипедного спорта, где спортсмены, одетые в форму разных цветов, соревнуются на дистанции, сперва достигнув определённой скорости. О кейрине можно рассказывать бесконечно, здесь и жесточайшие тренировки, и строгих кодекс поведения, включающий в себя традиционные японские ритуалы, но нас интересуют прежде всего велосипеды. Оборудованные одной передачей, лишённой, как это водится на треке, механизма свободного хода, велосипеды для кейрина являлись и являются примером крайне высокой надёжности. Ведь для того, чтобы представить велосипед или комплектующие, которые можно использовать в кейрине, производитель в обязательном порядке должен пройти сертификацию и получить соответствующее разрешение ассоциации кейрина. Простота – в велосипеде нет ни одной лишней детали, надёжность и относительно невысокая стоимость, особенно если разговор идёт о списанном оборудовании профессиональных спортсменов – всё это привлекло внимание тех, с кого и началось движение Fixed Gear: велокурьеров.
В случае с японскими курьерами, выбор велосипеда с фиксированной передачей был скорее вынужденным – их зарплата была небольшой, а постоянная конкуренция и сжатые сроки доставки корреспонденции требовали одного – скорости. И без необходимости постоянно тратить средства на обслуживание многоскоростного велосипеда. Часто, отрезки маршрута необходимо было преодолевать пешком или даже бегом, поэтому вес велосипеда тоже сыграл немаловажную роль. Точно неизвестно, кто из иностранцев первым обратил внимание на шустрых японцев с большими сумками на трековых велосипедах, но прошло не так много времени и трековые велосипеды стали появляться на улицах американских мегаполисов, к тому времени уже начинающих стоять в бесконечных пробках. В то время, как для японцев с их культурой труда, езда на велосипеде была прежде всего работой, американцы привнесли в неё немалую толику веселья. Днём – задания по доставке почты, вечером – посиделки в барах, дружеские покатушки. Уикэнды обычно становились днём больших гонок: в первую очередь, в самой “курьерской” дисциплине на свете – аллейкате.
Это гонка, в рамках которой вы можете как-бы прожить один рабочий день велокурьера, с жёстким графиком доставки. Определённое количество чекпойнтов, разбросанных по району, а порой, и по всему городу, выбор маршрута – произвольный, правил нет. Безопасность? Так ли она важна, если на кону победа и признание тусовки. В отличие от других велогонок, наличие шлема на голове – тут каждый решает сам.
К вопросу о шлеме – профессия велокурьера оставила свой отпечаток и на образе поклонников Fixed Gear. Низ из лайкры редкость – их заменили узкие джинсы или шорты, ведь было время, когда не в любую контору можно было войти в “велосипедках”. Это не относится к верху – тут правят бал оригинальные винтажные веломайки, купленные на аукционе и гоночные куртки в холодную погоду. На ногах удобная обувь, сникерсы, кеды – дань необходимости быстро подниматься по лестницам. За спиной – сумка-мессенджер через плечо, с дополнительным ремешком, предотвращающим сползание её на бок в дороге. И шапочка с коротким козырьком – завершающий элемент стереотипного взгляда на любителя фиксированной передачи.
Протест и отрицание правил, бунтарский дух и самовыражение – всё это стало основой движения Fixed Gear. Как и любая культура андеграунда, фикс-движение неизбежно стало модным трендом и в арсенале типичного городского модника не только в Америке, но и в Европе, стал числиться городской велосипед с фиксированной передачей. Спустя много лет, он уже далеко отошёл от тех первых японских велосипедов для кейрина: появились производители, специализирующиеся на выпуске фикс-рам и комплектующих, особую ценность на рынке начали приобретать винтажные итальянские рамы таких марок как Cinelli, Colnago, De Rosa – те из них, что позволяли установить трансмиссию с одной ведущей звездой. Среди городских велосипедистов появились новые виды соревнований, например, трековый критериум – гонка, состоящая из множества кругов, где каждый участник получает очки по результатам каждого круга, разнообразные трюковые состязания, например скид – где оценивается умение контролировать торможение. На фиксе это не так просто, ведь тормозов у него по сути, нет – скорость можно регулировать только снизив частоту вращения педалей или полностью перестав их вращать и отправив в юз заднее колесо. Способов провести время с пользой для себя (или отправиться в травмпункт) с фикс-велосипедом в руках – масса.
Кстати, о времени, проведённом с пользой, отлично говорят грандиозные ивенты, проводимые поклонниками Fixed Gear в рамках даже не национального, а международного движения. Один из примеров – Red Hook Criterium, знаменитая ночная гонка, собирающая участников и болельщиков со всего мира, по размаху и количеству участников, готовая поспорить с многими престижными шоссейными мероприятиями. Кстати, на “красном крюке” собираются не только молодые бунтари и модники, вперемешку с “основой” движения: частыми гостями этой гонки бывают и знаменитые спортсмены-трековики, показывающие, порой не самые лучшие результаты. Для одних велосипед – работа, для других – смысл всей жизни. Кто из них спортсмен-олимпиец, а кто – обычный курьер – в темноте порой сложно разобраться.
Какой он, велосипед Fixed Gear? Этого не знает никто. Для одних это ретро-байк или трековый велосипед середины 20 века, собранный с оригинальными комплектующими. Для других – алюминиевый трековый велосипед, доживающий свой век после гоночной карьеры. На старте аллейката может стоять ультра-жёсткий карбоновый болид, созданный инженерами, проводящими ночи у мониторов с гидродинамической средой или в аэродинамической трубе, а рядом с ним – стальной байк, сваренный за пару дней в гараже из обломков гоночных рам мастером-самоучкой. Кем бы ты ни был – успешным менеджером или студентом-курьером, звездой модной тусовки или барабанщиком панк-группы, в фикс-тусовке место найдётся всем, ведь объединяет всех одно – любовь к велосипеду.
А что же объединяет велосипеды? В первую очередь, конечно же, фиксированная передача. Ведомая звёздочка, расположенная на заднем колесе, не имеет механизма свободного хода – педали крутятся вместе с колесом, как вперёд, так и назад. Как на этом ездить, спросите вы? Очень просто – садитесь и начинаете крутить педали. Велосипед поедет. Станете крутить педали быстрее – велосипед поедет быстрее, будете крутить медленнее – поедет медленнее. Перестанете крутить – заднее колесо остановится и пойдёт юзом. Всё очень просто. И очень сложно – нагрузки при езде с фиксированной передачей гораздо более интенсивные и продолжительные, чем в случае с трещоткой. Для того, чтобы двигаться с постоянной скоростью, нужно постоянно поддерживать каденс, а чтобы двигаться с высокой скоростью – хороший, высокий каденс. Навыков требует и эффективное торможение. Впрочем, для тех, кто только начинает, существуют втулки флип-флоп. Это конструкция втулки, у которой с одной стороны – фиксированная трековая звёздочка, а с другой стороны – трещотка, как на BMX. Чтобы превратить велосипед из фикса в “синглспид” со свободным ходом, достаточно просто извлечь колесо и перевернуть его другой стороной. Также, на таких велосипедах, обычно, есть как минимум, передний тормоз, а иногда и два. Это с одной стороны, необходимо если вы используете трещотку, а с другой – как бы не абсурдно это ни звучало, в некоторых странах езда на велосипеде, у которого нет специального устройства для торможения, незаконна. Хотя, когда фиксеров волновали законы?
Высокие нагрузки накладывают свои требования к приводу – здесь мы найдём надёжную трековую цепь и трековую ведущую звезду, имеющую ровный профиль зубов и ширину, достаточную, чтобы выдержать нагрузки от педалирования и торможения.
Рама и колёса, зачастую, обусловлены велосипеда, по меньшей мере тем, которое было заложено изначально. Это может быть стремительный карбоновый велосипед для трека, винтажный ретро-шоссейник для групповых или трековых гонок, а может быть и стильный городской коммьютер со стальной или алюминиевой рамой, металлической или карбоновой вилкой. В мире Fixed Gear можно встретить поистине, что угодно, и что угодно будет иметь там право на жизнь. Единственный, поистине редкий гость – рамы с вертикальными дропаутами, не позволяющими натянуть цепь без использования пружины переключателя или натяжителя. Такие рамы для постройки фикс-проекта не годятся, хотя есть умельцы, реализующие свои идеи и на таких рамах, с тщательным подбором длины цепи и использованием звеньев “халф-линк”.
Колёса можно встретить как стандартные, с низким профилем, так и аэро-варианты, с профилем существенно повыше, вплоть до трековых лопастей и дисков. Дань ли это моде, либо реальная необходимость – вопрос к владельцам и только к ним.
И ещё один бросок в корзину с надписью “Да что угодно!” – руль фикс-байка. Форм, размеров, геометрии и прочих атрибутов, характерных для фикс-рулей, просто не существует. Здесь можно встретить классический “дроп-бар” или, как у нас его разывают, “баран”, разделочный трековый руль конструкции “буллхорн”, руль от ситибайка-круизёра, руль от маунтинбайка – плоский или с подъёмом, у экстремальных городских гонщиков руля может быть вообще не видно – лишь две небольшие рукоятки, торчащие из выноса там, где должен быть руль, а для эстетов один из оригинальных мастеров предлагает композитные рули, выполненные из пакета, в котором соединены вместе сталь и дерево.
Седло, подседельный штырь, покрышки – это всё достаточно стандартное и выбирается исходя из предпочтений владельца.
Вот собственно и всё. Хотелось бы рассказать побольше о деталях велосипеда Fixed Gear, но их не осталось. Они кончились. Удивительно, но это действительно очень простой велосипед, состоящий из объективного минимума того, что будет считаться велосипедом и будет ехать, как велосипед.
Напоследок, одна интересная особенность. Думаете, что Fixed Gear это обязательно шоссейник? Вы ошибаетесь. Энтузиасты фиксированной передачи входят в число поклонников не только шоссейных и городских велосипедов, но и маунтинбайков и даже фэтбайков. Как это не парадоксально, но езда на фиксированной передаче по горным тропинкам может принести достаточно интересный опыт и непередаваемые эмоции. А ещё, фикс это основной вид велосипеда для велоакробатики, стоящей на грани между спортом и цирковым искусством, и одного из самых необычных видов спорта – велосипедного поло.
На этом, пожалуй, всё. В ассортименте нашего интернет магазина SLOPESTYLE.STORE можно найти эксклюзивную трековую ракету – CERVELO T4, идеальное решение для тех, кто хочет самых звонких медалей на самых престижных фикс-критериумах. В скором времени – MERIDA REACTO TRACK LIMITED – ещё один трековый аэробайк, уже нашедший огромное количество поклонников среди фикс-тусовки за свою скорость и отличный внешний вид. Нас ждёт версия, созданная специально для российского рынка, в основе которой знаменитая рама и надёжные, правильно подобранные, комплектующие. И наконец… хотя нет, пускай это останется секретом и, в своё время, станет настоящим сюрпризом для всех, кто хочет попробовать, что же такое Fixed Gear.