Прошло уже несколько месяцев с момента появления на рынке нового двигателя от Shimano, и уже можно сделать определённые выводы о том, насколько удачной получилась новая платформа.

ШАГ ВПЕРЁД

Изначально, Shimano EP8 позиционировался как замена платформе Е8000, позиционирующейся как система электропривода для электробайков высокого уровня. В первую очередь, речь идёт о моделях для эндуро, all-mountain и трейл. В отличие от велосипедов для использования в городе и прогулочных моделей, здесь требуется определённая, достаточно высокая мощность двигателя. Увеличенная мощность стала первым ключевым отличием EP8 от E8000. Максимальный крутящий момент был увеличен до 85Nm по сравнению с 70Nm у E8000.

Вторым немаловажным фактором стало снижение веса и физический размеров корпуса двигателя. Одна из особенностей электробайков, по сравнению с классическими велосипедами без двигателя – низкий центр тяжести, требующий определённого времени на привыкание и создающий разницу в поведении велосипеда на трейле. Разница в весе составляет 310 граммов, достигнутая, в основном, благодаря новому корпусу из магниевого сплава. Это может показаться не определяющим, c учётом веса всех компонентов электропривода, но в силу расположения двигателя на велосипеде, формирует определённую и весьма заметную разницу. И сокращает время адаптации к езде с электроприводом, а это, пожалуй, главное.

(с) ebike-mtb.com

Физические размеры двигателя существенно уменьшились – все любители техничных подъёмов и каменных секций, для вас хорошие новости: шанс задеть крышкой двигателя о препятствие теперь ещё ниже. Примечательно, что Shimano сохранило интерфейс крепления двигателя к раме велосипеда без изменений. Кто-то пожалуй, точно воспользуется этой возможностью для замены двигателя на своём электробайке, благо Shimano сохранили совместимость компонентов. Правда, придётся почти полностью заменить проводку, впрочем об этом в следующем нашем рассказе о Shimano STePS. Но тем не менее, производителям не потребуется вносить изменения в конструкцию рам, что позитивно скажется на цене готовых велосипедов. И это здорово!

Ещё одно важное изменение – на 36% меньшее сопротивление вращению педалей, создаваемое двигателем. Возможность оценить это появится в процессе езды с выключенным приводом или на скорости, превышающей 25км/ч, когда система отключает электропривод, но вам хочется разогнаться ещё быстрее.

Но главным, на наш взгляд, нововведением стало изменение в программном комплексе, позволяющем существенно кастомизировать работу электропривода.

КАСТОМИЗАЦИЯ

Большинство владельцев, само собой, начинают с заводских настроек и, как это происходит практически с любой новой электроникой, рано или поздно возникает желание, а иногда и потребность, настроить что-то под себя. В отношении электробайка возможность настройки полезна, как никогда. Многие используют е-байки не только для катания в горах, но и для ежедневных поездок, многие предпочитают катание не в одном, а в нескольких регионах. В разных условиях будет не лишним иметь профиль, оптимально распределяющий мощность и расход батареи. В Shimano подошли к этому вопросу с достаточной кропотливостью, позволив пользователю иметь полностью кастомизируемые профили работы системы.

Для каждого из профилей можно настроить параметры каждого из трёх режимов работы двигателя. ECO, TRAIL и BOOST. Режим ECO обеспечивает минимальную поддержку педалирования, позволяя максимально экономить заряд батареи. TRAIL – основной режим работы привода, обеспечивающий эффективное ускорение при энергичном педалировании. И наконец BOOST – это режим, в котором привод работает на максимуме своих возможностей. Такая схема принята по умолчанию, но благодаря новому программному обеспечению Shimano E-TUBE каждый из трёх режимов может быть настроен независимо, причём для двух профилей. Можно менять настройки максимального крутящего момента, скорости включения поддержки и характера работы двигателя, от плавного до энергичного. Причём стоит заметить, что изменение настроек действительно чувствуется на трейле.

В качестве приятного дополнения можно воспользоваться приложением E-TUBE Ride, которое превращает ваш смартфон в полноценный велокомпьютер, с возможностью работать с картами и интеграцией со Strava. Кстати, о велокомпьютерах: системы привода Shimano STePS могут быть подключены к велокомпьютерам Garmin, что определённым образом расширяет возможности электробайка и позволяет полностью отказаться от использования дисплея на электробайке, возложив его функции на совместимый велокомпьютер.

На дворе лето и многие издания уже закончили продолжительные тесты, а первые электробайки с Shimano EP8 уже оказались в руках своих владельцев. Все журналисты крайне позитивно отзываются о новом двигателе, отмечая существенный прогресс в разработке, заметные улучшения по всем показателям, относя к недостаткам лишь некоторые особенности, связанные с шумом механизма сцепления, ставшие неизбежной платой за сниженный уровень сопротивления педалированию.

MERIDA

История применения компонентов Shimano STePS на электробайках MERIDA насчитывает уже четыре года: один из первых электробайков, получивших всеобщее признание – MERIDA eONE-SIXTY 900-Е. На данный момент, этот электробайк удостоился максимального количества наград за всю историю MERIDA. С двигателем Shimano E8000, эта модель положила начало всей линейке электровелосипедов MERIDA, став основой новой концепции разработки, впоследствии, ставшей стандартом для индустрии.

Если раньше электровелосипеды разрабатывались без оглядки на своих “безмоторных” собратьев, приближаясь по своим возможностям скорее к электромопедам, MERIDA поставила перед собой задачу сделать именно велосипед, сократив влияние электродвигателя до разумного минимума. Байк получился очень интересный, в первую очередь максимально натуральными ощущениями от езды, практически идентичными ощущениям от езды на мощном эндуро-велосипеде без мотора. Результат потребовал значительных усилий от инженеров, занятых проектировкой рамы и адаптацией системы подвески к работе с электродвигателем.

В течение трёх лет MERIDA eONE-SIXTY занимал флагманское место в линейке электробайков. В 2020 году было выпущено второе поколение eONE-SIXTY, главной особенностью которого стала интегрированная в раму батарея. Это не только улучшило внешний вид велосипедов, но и обеспечило дополнительную защиту аккумулятора от факторов внешней среды. Кроме версии из алюминиевого сплава, был представлен электробайк с передним треугольником из карбонового волокна, с фирменной системой охлаждения батареи Thermo Gate, обеспечивающей “карбоновому” eONE-SIXTY не только оптимальную производительность, но и уникальный, узнаваемый внешний вид. И алюминиевый, и карбоновый электробайки получили колёса разного диаметра – переднее 29 и заднее 27.5 дюймов, для максимальной реализации потенциала обоих стандартов.

Ещё одним немаловажным событием стал выпуск модели eONE-FORTY. Созданный на той же платформе, что и eONE-SIXTY, новый байк предназначен для тех, кто предпочитает приключенческое катание и ищет максимума возможностей от байка класса all-mountain не только на спуске, но и на подъёме. Меньший ход подвески и некоторые отличия в геометрии выравнивают возможности eONE-FORTY при движении как вниз, так и вверх, в то время как eONE-SIXTY занимает позицию в сегменте электро-эндуро, для тех, кто хочет максимально быстро ехать вниз, воспринимая подъём как досадную неизбежность.

Что же касается EP8 – новый двигатель занял своё законное место на электробайках MERIDA в 2021 году. Обновлённый мотор получили не только эндуро и AM-модели, но и хардтейлы eBIG.NINE, что лишний раз доказывает универсальность новинки от Shimano. Не лишним будет отметить и существенную роль MERIDA в разработке EP8, которая велась в продуктивном сотрудничестве между двумя велосипедными гигантами. MERIDA eONE-SIXTY стали для Shimano важной частью программы разработки и последующих тестов и, как следствие, одними из лучших маунтинбайков, оснащённых новым двигателем.

Поделиться