Гравийные гонки – пожалуй, самое молодое направление в соревновательном велоспорте, тем не менее, имеющее свою, долгую историю. Прошедший 2022й год стал годом официального признания гравийного велосипеда со стороны UCI, в начале года был принят регламент, а осенью проведён первый в истории Чемпионат Мира по гравийным гонкам UCI.

Как всё начиналось?

Появлению гравийных велосипедов как отдельного направления, поспособствовали рандоннеры – любители продолжительных поездок на велосипеде. Зародившееся во Франции, рандоннерское движение собрало множество поклонников. Его основой стали бреветы – поездки на большие дистанции, автономно или в компании товарищей, цель которых было преодоление дистанций от 200 до 1200 километров в определённых временных рамках. Бреветы не были соревнованиями как таковыми, велосипедисту приходилось бросать вызов не соперникам, а прежде всего самому себе, преодолевать испытания, вызванные дорогой, погодой, техническими проблемами и так далее. География поездок, изначально ограниченная гладким асфальтом, расширялась, и однажды неизвестный энтузиаст решил съехать за его пределы, для чего ему пришлось установить на свой велосипед покрышки пошире и начать осваивать управление шоссейным велосипедом на просёлочных дорогах. Может он был любителем велокросса, уже знакомым с внедорожным катанием на велосипеде с «бараном» – история об этом умалчивает, но где-то с середины 90х годов, езда на специально подготовленных для бездорожья, шоссейных велосипедах, начала набирать популярность, даже не смотря на казалось бы, безоговорочное господство маунтинбайка за пределами асфальта.

Известно, что практически любой вид физической активности, рано или поздно приводит к желанию продемонстрировать свои навыки другим, что неизбежно приводит к началу соревнований. Так стало и с новым направлением велосипедного спорта.

Неизвестно, кто и как первым решил устроить соревнования на бездорожье вне дисциплины и правил маунтинбайка и велокросса, но известно, что одной из первых гонок, получивших широкую известность, стал заезд «Париж -Анкастер» в провинции Онтарио, в Канаде. На дворе был 1994 год, а слово «гравийник» не было неизвестно ещё никому.

В отличие от велокросса, где дистанция зачастую не превышает пары десятков километров, поделённых на несколько кругов, первые гравийные соревнования предложили участникам померяться силами на маршруте, протяжённостью около 100 километров для «взрослых» категорий. Новичкам и любителям предлагались маршруты покороче, от 35 километров. В обоих случаях, маршрут сочетал в себе как движение по асфальтированным дорогам, так и участки, проходящие по просёлочным, пожарным дорогам, и даже по лесным тропинкам, что проводило чёткое отличие от других направлений.

Современность

В 21 веке гонки, имеющие уже все признаки гравийных, начали набирать популярность, стали проводиться такие мероприятия, как Barry-Roubaix, впервые собравшая в 2009м году 247 гонщиков в округе Барри, в Мичигане, США, и конечно же, проводящаяся с 2006 года Dirty Kanza в Канзасе, ставшая поистине иконой и мечтой для каждого гонщика, посвятившего себя гравийным гонкам. Гравийные гонки? Да, по мере роста популярности мероприятий, больше похожих на яркие фестивали, чем на серьёзные спортивные состязания, тренд подхватила велоиндустрия, начав предлагать на рынке специализированные модели велосипедов.

на Barry-Roubaix

Первые внедорожные эксперименты рандонерров проводились с тем, что попадётся под руку – шоссейными, дорожно-прогулочными, кроссовыми велосипедами, и мере формирования нового направления – гравийного велосипеда, концепция его конструкции также воплотила множество разных взглядов. Порой, практически противоположных. Кто-то решил взять за основу классический стальной шоссейный велосипед, добавив возможность установки широких покрышек, оснастив его дисковыми тормозами. Такие велосипеды с рамой из хром-молибденового стального сплава нашли своё призвание у велотуристов и любителей приключенческой езды, благодаря своему мягкому ходу и комфорту при езде. Некоторые производители взяли за основу алюминиевые эндуранс-велосипеды, сосредоточившись на удобной посадке, позволяющей преодолевать большие расстояния, хоть и с некоторыми потерями в скорости. Не остались в стороне кросс и даже маунтинбайк – идеи для гравийного велосипеда производители искали повсеместно, поддерживая нарастающий гравийный бум.

Наш сегодняшний разговор о гонках, так что речь пойдёт о гоночном гравийном велосипеде.

Велосипед

В первую очередь, стоит отметить, что гравийные гонки очень разные – природа, погода, перепад высот, рельеф и технические элементы трассы, покрытие. И сказать о том, что какой-то конкретный велосипед абсолютно не подходит для гонок – наверное, это было бы не правильно. Тем более, соревнования по «гравию» вошли в состав официальных гонок UCI лишь в прошлом году и продолжают оставаться достаточно демократичным направлением велоспорта.

Итак, если мы говорим о гоночном велосипеде, не важно, что это за велосипед и для какой дисциплины, главное для него – скорость. Как следствие, для достижения хороших скоростных характеристик требуется жёсткая рама, и лучшим материалом для производства гоночных велосипедных рам де-факто стал карбон. Композитный материал позволяет разработчикам реализовать уникальные возможности в оптимизации сочетания таких параметров, как жёсткость, вес и упругость. Это позволяет сделать по-настоящему эффективную раму, способную с одной стороны максимально эффективно передавать усилия от привода к колёсам, и с другой стороны, за счёт упругости и податливости, обеспечивать необходимый уровень комфорта, поглощая неровности от дороги.

Titan Racing Switch Carbon для UCI Gravel Championship

Карбон это практически всегда дорого, поэтому доступной альтернативой карбоновой раме может стать алюминий. Конечно, потенциал материала по сравнению с композитами, ограничен, но, тем не менее, использование современных технологий обработки металла, таких как баттинг и гидроформинг, позволяет добиться достаточных для гоночного использования показателей жёсткости и комфорта при езде, и, как следствие, скорости и спортивного результата. Относительно хром-молибденовых сплавов, их использование в основном ограничено моделями, предназначенными для многодневных поездок с туристическим уклоном, тем не менее, в этом сегменте проводятся соревнования и многие победители на больших дистанциях использовали велосипеды именно со стальной рамой.

В части геометрии посадки, гоночные гравийники находятся, обычно, посередине между шоссейной «классикой» и эндуранс-моделями. Стак (высота рулевого стакана относительно колёсной базы) обычно немного больше, чем у гоночных шоссейных велосипедов, но, зачастую, уступает велосипедам класса эндуранс.

Если сравнивать с шоссейником, угол рулевой колонки гоночного гравийника несколько более заваленный, по сравнению с «классикой», колёсная база обычно тоже находится в нейтральных пределах. Спортсмен с шоссейным опытом, севший в седло гравийного велосипеда, вряд ли столкнётся с какими-то необычайными открытиями и откровениями, всё будет привычно и знакомо.

Возможно, определённый новый опыт даст традиционный, для заводских комплектаций, руль с загибом дропов «наружу» – так называемым «флейром», возможно, более длинный передний треугольник и короткий вынос, и, пожалуй, на этом, всё – шоссейники, добро пожаловать, чувствуйте себя как дома!

Петер Саган на UCI Gravel Championship

Отличия? Они начинаются тогда, когда дело касается колёс. Если в современном гоночно-шоссейном мире бал правит широкая резина, то для гравийных гонок шоссейный «максимум» – 32с, является даже не приемлемым минимумом. Современный гравийный гоночный велосипед подразумевает установку покрышек 42с как практически обязательное условие, в большинство современных рам можно без проблем поставить 47с. Это обусловлено, в первую очередь, разнообразием того, с чем можно столкнуться, взяв слот на гравийной гонке. От гладкого асфальта, просёлочных дорог – до каменных речек и горных перевалов, на что только может хватить фантазии организаторов.

Evil Bikes Chamois Hagar – когда организаторы поделились фантазией с производителями.

Ещё один аспект, о котором хотелось бы упомянуть – аэродинамика. Как бы это удивительно не звучало, в контексте гравийных гонок, многие из производителей начали уделять этому аспекту конструкции велосипеда всё более значимую роль. Причина проста – в шоссейных гонках главное это групповая работа, позволяющая гонщикам добраться до финиша и сохранить силы для финального выступления, а на финишёра – того, кто пересечёт заветную ленту, работает вся команда с её стратегией, тактикой, талантами и секретами. Когда драфтинг – езда в аэродинамической тени другого участника, запрещён – на сцену шоссейных гонок выходит аэробайк, позволяющий максимально раскрыть потенциал индивидуального гонщика и снижающий аэродинамическое сопротивление сочетания «человек-велосипед» к минимуму.

Kammtail на Titan Rcaing Valerian.

Это подходит для гравийных гонок. Нет, конечно о маршрутах в сотни километров, проходящие в режиме жёсткой «автономки», мы не говорим, но на гонках в несколько десятков километров, преимущества аэродинамики будут заметны. Поэтому аэродинамические решения, такие как камтейл-профили труб, вырезы под заднее колесо в подседельной трубе, интегрированная проводка и так далее – для гравийных дистанций это преимущество и почему бы его не реализовать?

Колёса гравийного гоночного велосипеда – отдельная тема. Помимо «общепринятого» стандарта 700с, широко используются колёса 650b, с возможностью установить ещё более широкие покрышки, вплоть до 2.1”и более. Хорошим тоном среди производителей считается адаптация рамы к использованию таких колёс, полезных тем, кто выбирает маршруты, требующие максимума сцепления и амортизации.

Ещё одним важным дополнением, особенно на сложном рельефе с техничными спусками, является регулируемый подседельный штырь. Добравшийся даже до шоссейных гонок, «дроппер» занял заслуженное место в комплектации многих гоночных гравийных моделей, хотя, конечно, его популярности в гравийном сегменте ещё далеко до маунтинбайка, где регулируемый подседельник установлен практически на каждом гоночном байке.

Кстати, об амортизации – хотя стандартом «де-факто» стало использование жёсткой карбоновой вилки, существуют специальные модели амортизационных вилок, предназначенных для использования на гравийных велосипедах. Модели для гравийников есть у Fox и Rock Shox, и безусловно, стоит упомянуть знаменитые вилки Lauf, работающие по принципу «плоской пружины».

Трансмиссия гоночного гравийного велосипеда тоже имеет свои особенности. В большинстве случаев это «двойник», с соотношением звёзд, имеющим более широкий диапазон передач, по сравнению с шоссейным велосипедом. Скорости здесь ниже, чем на шоссе, но при этом, встречаются техничные подъёмы, в которых требуется низкая передача. На самых экстремальных многодневных маршрутах часто используется трансмиссия 1х, нередко с использованием компонентов от маунтинбайка, позволяющая преодолевать самые сложные подъёмы в седле и с сумками, загруженными необходимым снаряжением.

Один из велосипедов с Unboung Gravel (бывш. Dirty Kanza)

Сумки. На протяжённых маршрутах, проходящих в районах с большим набором высот и низкой средней скоростью движения участников, необходимость в дополнительном снаряжении очевидна. Одежда, запас питания и воды, иногда даже лёгкая «походная кухня» из газовой горелки и минимальной посуды. Само собой, расширенный ремкомплект для велосипеда и инструменты, свет… всё что угодно для того, чтобы пройти, например, 350 миль гонки Unbound Gravel XL, ранее известной как Dirty Kanza. На коротких дистанциях определённый набор дополнительного снаряжения так же необходим, производители снаряжения и аксессуаров активно трудятся над созданием всё более лёгкого, надёжного и технологичного дополнительного оборудования для гонщиков. Но список того, что взять с собой определяет для себя каждый, самостоятельно, и здесь главную роль играет опыт и внимание к деталям.

Но всё ли так однозначно? Конечно же нет. На прошедшем Чемпионате, наряду со спортсменами, специализирующимися на гравийных гонках, в чемпионате приняли участия многие звёзды шоссейного велоспорта, например знаменитый Петер Саган и Матье Ван дер Пул. Примечательно, что Матье, как и Чемпион, Джанни Вермеерш, использовали в гонке не гравийные, а шоссейные модели велосипедов, оснащённые узкими покрышками с агрессивным протектором. Так что узкоспециализированный и подготовленный гравийный гоночный велосипед безусловно, даст преимущество, но главную роль, как и в любой гонке, будет играть мотивация, подготовка и воля к победе. Впрочем, судя по отзывам и обзорам, трасса Чемпионата была не слишком сложной с технической точки зрения, поэтому посмотрим, что будет дальше.

Где погонять?

Самые знаменитые зарубежные гонки мы уже упоминали. На фоне гравийного бума по всему миру проводятся сотни соревнований самого разного формата, масштаба и протяжённости, перечислить их все попросту невозможно. От местечковых соревнований местного велоклуба – и вплоть до знаменитых мероприятий, таких как Grinduro, Unbound Gravel, Across Andes, Migration Gravel. Гравийный бум делает своё дело, и количество мероприятий и участников растёт с каждым днём.

Что же в России?

Хотелось бы упомянуть активность организаторов команды Tour de Klenovo, которые в это непростое, для всех нас, время провели много ярких и интересных гравийных соревнований в Дмитровском районе Московской области.

Определённо, одними из пионеров гравийного гоночного движения, считаются организаторы Reverse Side из Санкт-Петербурга, проводившие одни из самых масштабных мероприятий, дальнейшая судьба которых, к сожалению не известна.

Активно занимаются организацией и поддержкой гравийных гонок участники сообществ Gravelcyclist и Tour de Cross

И конечно же, стоит отметить Tour Unite, многодневный маршрут от Карелии до Крыма, который проходит в формате свободного заезда и не является соревнованиями по своей сути, но тем не менее, даёт возможность бросить вызов своему главному сопернику – самому себе.

Аналогичную возможность представляет из себя проект ШТС – маршрут, протяжённостью более чем 2000 километров вокруг Московской области, с проводящимися ежегодно массовыми стартами на определённых участках маршрута, на которых можно померяться силами с соперниками.

Безусловно, текущая ситуация отразилась как на спорте в России в целом, так и на гравийных гонках, в частности. Многие из организаторов мероприятий вынуждено изменили свои приоритеты, а перспективные серии и проекты были прекращены или заморожены. Под эгидой же официальных спортивных органов, таких как Федерация велосипедного спорта, по имеющейся у нас информации, гравийные соревнования ещё не проводились. Тем не менее, надеемся, что признание гравийных гонок официальной дисциплиной UCI станет поводом, чтобы обратить на них внимание со стороны официального велоспорта. Что же касается неофициального, то можно лишь надеяться, что энтузиазм со стороны организаторов и участников не угаснет и наступающий гоночный сезон порадует всех нас интересными мероприятиями.

Slopestyle

У нашего нового бренда, Titian Racing Bikes, не так много моделей, но одну из ключевых позиций в линейке занимает модель Switch Carbon. И этот велосипед как нельзя лучше подходит на роль гоночной гравийной машины. Лёгкий и жёсткий фреймсет, хорошие показатели в части зазора для покрышек, возможность использования колёс 650b при необходимости, нейтральная, одинаково подходящая как шоссейным гонщикам, так и маунтинбайкерам, посадка. В линейке Switch Carbon три модели, отличающиеся комплектацией.

Примечательно, что модель Switch Carbon была выпущена Titan Racing специально с целью участия гонщиков из Южной Африки в Чемпионате Мира UCI. Хенрик Крюгер под номером 88 в седле Titan Racing Switch Carbon занял 77 место в общем зачёте Чемпионата. Две девушки из Южной Африки – Тифани Кип и невеста Хенрика Крюгера, Катерин Колин, по какой-то причине не стартовали.

Ещё один наш бренд – АTOM Bikes – в новой линейке, которая увидит свет в 2023 году, мы представим несколько моделей гравийных велосипедов, в основе которых будет алюминиевая рама и карбоновая вилка, а также сбалансированный набор оборудования.

А пока, в нашем ассортименте представлен алюминиевый вариант Titan Racing Switch, по крайне демократичной цене.

Кстати, мы ожидаем поступление карбоновой линейки TR Switch, и в ближайшее время планируем открыть программу бронирования велосипедов по предоплате. Так что подписывайтесь на наш канал в Telegram и страницы в социальных сетях и следите за новостями: весна будет солнечной и наполненной позитивной энергией!

Поделиться