Вы наверное знаете, что наша компания является официальным дистрибьютором FLR – производителя качественной, технологичной и доступной велообуви. И многие, наверняка заметили, что в основном, это обувь для контактных педалей. Что это такое – контактные педали? Сейчас расскажем!
(c) Сергей Иванов, Slopestyle.ru
Это статьи, в которых будет много истории, интересных фактов и личного мнения автора. Так что устраивайтесь поудобнее, наливайте кружечку чая, берите французские булки, а если хочется поспорить, приходите в комментарии на наши площадки в VK и Telegram. Итак, начнём!
Проблема эффективной передачи усилий от ноги велосипедиста к шатуну начала волновать сообщество любителей и спортсменов ровно в тот момент, когда велосипед превратился из “пенни-фартинга” с огромным передним колесом в “современный” “безопасный велосипед”, с двумя колёсами одинакового размера.

Как всем известно, чем активнее велосипедист вращает педали, чем сильнее нажимает на них, тем быстрее едет велосипед. И тем больше шансов, что в какой-то момент нога соскочит с педали. И это на самом деле очень страшно – человеческая нога весит достаточно много и, моментально, баланс смещается и удержать велосипед “на ходу” может стать уже проблематичным. Это если вы в седле. А если педалируете стоя, да ещё и преодолеваете сложный рельеф, спастись от падения уже сложно, а в некоторых ситуациях, невозможно. Хорошо попадав со своих велосипедов, энтузиасты конца 19 века решили, что лучшим способом будет привязать ноги к педалям.
Как?
Ну, верёвкой, нет?
Неудобно!
– Давайте сделаем какую-нибудь защёлку, которая держала бы мыс ботинка, чтобы можно было давить вниз со всех сил, без опасений, что каблук проскочит над педалью?
Истина где-то рядом, но пока большинство источников называет автором первых туклипсов знаменитого инженера Клемента Адера. Будучи известным авиатором, в своей сфере он не добился успеха, но зато подарил миру туклипсы!
Туклипсы
[toe clips], прищепки для мысков. Именно так. Прищепки для мысков позволили велосипедистам сохранять хоть какую-нибудь видимость удержание ноги на педали. В то время педали представляли из себя две полоски штампованной стали, закреплённые вдоль педальей оси, с характерной зубчатой кромкой, чтобы нога не слетала постоянно. Два отверстия на пластине – это сейчас на них принято вешать отражатели, а раньше они имели сугубо практическое применение – к ним прикручивались туклипсы. Ну а уровень ухищрений можно оценить по паре страниц винтажного каталога, выглядящих как средневековый “кодекс”.
![]() |
![]() |
Со временем, конструкция туклипса обросла ремешком, который позволил ещё надёжнее закрепить обувь на педали. И теперь, перед началом ответственных участков на гонках, спортсмены тянули свои ремешки. Начала появляться первая специализированная велосипедная обувь, оснащённая жёсткой подошвой, в которой было проблематично ходить… но можно было очень быстро ездить. Сделанная из одного куска кожи, оснащённая удлинённой шнуровкой, позволяющей снизить риск появления “горячих точек” на стопе. Как похоже на то, что мы читаем про наш FLR. И, конечно же, форма – по максимуму адаптированная для главной задачи – вовремя выдернуть ногу из туклипса, если что-то пошло по плохому сценарию)

Самое удивительное, что туклипсы дожили до наших дней. Они обязательны в некоторых суровых японских велодисциплинах, их любят хардкорные фиксеры (в то время, как менее хардкорные используют ремешки-стрепы), их до сих пор можно встретить на треке и в комплектации шоссейных велосипедов, продающихся в магазинах с едой. Сколько поломанных рук, ног, голов и прочих ключиц на их счету: известно только всемирной ассоциации хирургов-ортопедов. Но могу предположить, что цифра эта находится в прямой зависимости от количества желающих от них избавиться. Поэтому следующий вид педалей, рождённый мировой эволюцией, стал называться… не автоматическими, не безопасными, не спортивно-современно-супер-эффективными. А просто “без прищепки”. Clipless.
Clipless
Скажите Contact Pedals кому-нить англоязычному, не поймут. А Clipless – поймут. Именно так они и называются, эти контактные педали.
На дворе 1970е, и Шарлю Хансону, французскому инженеру, приходит идея закрепить что-нибудь на велосипедном ботинке, а педаль сделать такой, чтобы это что-то туда защёлкивалось. Или вставлялось. Слово “защёлкивалось” это Clip-in. Ну придумал и придумал, а тут раз и Чино Чинелли воплотил его идею “в железо”, со своими первыми в мире, серийными контактными педалями M71.

И всё было хорошо и понятно, если бы не велосипедный гигант Look, правящий балом гоночных технологий в те годы. Именно Look придумали это абсурдное слово Clipless, имея ввиду то, что работает без прищепки, но с прищепкой. Со временем, доведённой до совершенства, что характерно. И именно тяжёлая артиллерия Look, в лице Бернара Ино и Грега Лемонда, на гонках 1984 года, заставила велообщественность взглянуть с интересом на то, что происходит у них непосредственно под ногами. Лебединую песню туклипсам сыграл Стивен Рош в 1987 году, пустив солнечный зайчик полированной железкой прямо в камеру фотографу. А потом ремешки были окончательно изгнаны из Гранд-Тура, во славу контактных прищепок без прищепки.

Shimano
Look плотно уселись на трон законодателей моды контактного педалирования, но ветер перемен подул, как это водится, с востока. Look адаптировали технологию, заимствовав её из горнолыжных креплений, которыми компания занималась уже давно. Обеспечили новинкой своих гонщиков, предложили варианты для всех желающих – было бы три отверстия в подмётке с резьбой. И всё бы хорошо, но пришёл добрый японец и спросил: “а можно мы будем использовать вашу технологию в своих педалях, нам их очень не хватает, для полной линейки компонентов гоночного шоссейного привода, на котором гоняет половина мира (остальная – на Campagnolo)?” Наивные ребята из Look сказали “да”, разглядев преимущество над Кампо, и свет увидели первые Look-совместимые педали Shimano в профессиональной и супер-дорогой группе Dura-Ace.

Выстрел в сторону (заднюю?) Look прозвучал со стороны Shimano в 1990м, с появлением SPD, Shimano Pedal Dynamic, когда выяснилось, что благодаря гению японской инженерии, контактные педали можно использовать не только в шоссейных велогонках, но ещё и на бездорожье, например у недавно появившихся на свет маунтинбайкеров. И велокросс тому свидетель! Так мир узнал про SPD. Изначально разрабатывающаяся как универсальная, она не нашла поддержки у шоссейных гонщиков, и Shimano предложили им SPD-R, шоссейную версию педалей, использующую собственный стандарт крепления к ботинку: те-же три точки, только две из них как у SPD, ближе друг к другу и с возможностью регулировки “со стороны ботинка”. Тесты показали сомнительную эффективность по сравнению с Look, система SPD-R номинально присутствовала в каталогах до 2002 года, когда на смену ей пришла SPD-SL, окончательно повернувшая стрелку на дороге Look и Shimano в сторону “не по пути”. Интересен факт, что первый концепт был разработан и изготовлен в самом тесном сотрудничестве с легендарным Лэнсом Армстронгом, который хотел более лёгкие и более длинные педали для своего велосипеда. А “неудачная” SPD-R легла в основу самой популярной системы контактных педалей в мире, не имеющей отношения к шоссе. Ну или почти.

Как и Look, SPD-SL используют систему крепления шипа к педали на трёх болтах, в то время как “горный” стандарт SPD использует 2 болта. Каким велосипедным богам возносить хвалу, я не знаю, но эти два стандарта утвердились и стали де-факто для шоссе и маунтинбайка.

Первыми специализированными MTB-педалями SPD стали педали группы XT, PD-M737. Их особенностью стал компактный, по сравнению с шоссейными аналогами, размер. И, самое главное, шип педали – та часть системы, которая прикручивается к ботинку, была совсем крошечной, по сравнению с шоссе. Это позволило без проблем передвигаться на своих двоих, в том числе и прыгая по камням и корням в горах. Shimano назвали это Bike and Hike, сразу сделав под новую систему несколько моделей “внедорожной” обуви, упрятав шип между элементами протектора туфли. А в своём блокнотике велосипедные божества поставили точку: на этот раз рынок устоялся ещё лучше, что хорошо и правильно.
Киты, дельфины и прочая живность вроде лягушек.
Кашалот Look теряет свои позиции в педалестроении под натиском SPD-SL, в каждой группе синий кит Shimano предлагает более доступные, решения, без пропорционального удара по эффективности. Но как мультиспортивная компания, Look работает с хорошим бюджетом и вводит на рынок линейку педалей со встроенным измерителем мощности. Подобные технологии Shimano освоить на тот момент не могли или не хотели, так что устаканивание рынка получило вторую опорную колонну, помимо количества дырок в ботинке. Хотите дёшево и сердито – SPD-SL. Хотите мощеметр в педалях – Look. А дальше, началось. Находящиеся в тени битвы гигантов компании, начали выходить на рынок со своими собственными системами и лицензионными (и не очень) клонами.
Быстрые дельфины приплывают стремительно, делают добро, забирают своё, и потом весело улыбаются пассажирам проходящего корабля.
Старая акула, Time, известный ещё с эпохи первых контактов 1987 года, активно предлагает решения на любое количество болтов. Уверенно задвигая Shimano на задворки в части грязеустойчивости (и рынка XC/CX) со своей моделью Attack, долго… вплоть до выпуска SPD второго поколения.

В 2001м рынок взрывают Crank Brothers со своими горными педалями Eggbeater. Подтягиваются тайваньские касатки – Wellgo и Xpedo, использующие легко лицензируемый стандарт SPD, а на шоссейном рынке царит нервотрёпка авторства Speedplay модели Frog, предлагающими инновационную систему крепления, вывернутую наизнанку. Куча мелкой рыбёшки пытается успеть, а невиданные науке создания, из глубин теневого педалестроения, предлагают очередные идеи, выращенные в недрах Кикстартера, с магнитами или без них.

2025
Время идёт, люди катаются, ездят, гоняют. С работы и на работу, тренировки, поездки с семьёй, соревнования и путешествия, вверх и вниз. И контактные педали это элемент экипировки и конструкции велосипеда, ставший неотъемлемым в одних дисциплинах, желательным в других, и отрицаемым в третьих.
Как и любые другие решения, особенно собравшие огромное количество поклонников и ненавистников, контакты имеют свои плюсы и свои минусы, абсолютные и спорные. И свои решения, бюджетные и народные, высокотехнологичные и утилитарные. Совместимые между собой и не очень. Но об этом в нашей следующей статье. Не обрываясь на полуслове, дальше – о системах контактных педалей, их разнообразии, их плюсах и минусах. И про выбор обуви, на что можно и нужно обратить внимание…
Оставайтесь с нами, впереди холодная осень и зима, а значит будет время для чая, французских булок и интересных историй!


