После пяти дней путешествия по европейским дорогам с конечной точкой в Инсбруке, в Австрии, мы делаем ещё одну важную остановку. Если верить нашему GPS, мы едем через индустриальные пригороды Магштадта, в Германии, в поисках небольшого четырёхэтажного здания с логотипом Merida.

Поверите Вы или нет, но в этом неприметном здании находится отдел разработки тайваньского велосипедного гиганта – компании Merida. Мы здесь, чтобы встретиться с командой разработчиков, у нас есть день на экскурсию, а потом нас ждёт эксклюзивный тест-райд нового байка One-Forty из линейки 2018 года.

Merida как производитель

Наверное, Вы представляете себе Merida как огромную фабрику на Тайване, которая заполнена сварщиками, сваривающими рамы, мастерами, собирающими колёса, множеством работников, устанавливающих компоненты на многокилометровых сборочных линиях, с которых выходит сотни и тысячи велосипедов. Вы можете представить себе хардтейлы самого начального уровня, самые лучшие карбоновые шоссейники или электрические ситибайки. Может быть Вы даже вспомните Specialized, чья продукция производится на заводах Merida, а может быть ещё какие-нибудь маленькие (и не очень) марки, для которых Merida делает велосипеды.

В любом случае Вы будете правы.

Merida – одна из самых больших компаний Тайваня и один из самых больших производителей велосипедов. Фото: Джеймс Винсент.
Merida – одна из самых больших компаний Тайваня и один из самых больших производителей велосипедов. Фото: Джеймс Винсент.

С 1972 года компания Merida известна в первую очередь, как производитель велосипедов. Наряду с Giant, Merida является одним из крупнейших производителей в мире, производя около 4 миллионов велосипедов в год на своих тайваньских и китайских заводах. Детские велосипеды, карбоновые велосипеды, электрические велосипеды, хардтейлы, двухподвесы – здесь делают всё. Тайвань это страна велосипедного производства, а Мерида – один из крупнейших компаний: по состоянию на 2012 год компания была оценена в 350 миллионов фунтов стерлингов на тайваньской фондовой бирже. Это много.

Хотя основной бизнес Merida – именно производство, у компании всегда был свой собственный велосипедный бренд. Он начинался с простых и недорогих моделей, но постепенно присутствие на мировом рынке увеличивалось и теперь продукция Merida доступна более чем в 70 странах. Практически все любители маунтинбайка, посещающие веломагазины, знакомы с маркой Merida так или иначе.

Внутри центра разработке в Магштадте, на окраине Штутгарта, находится небольшая команда, которая создаёт всю линейку Merida. Фото: Джеймс Винсент.
Внутри центра разработке в Магштадте, на окраине Штутгарта, находится небольшая команда, которая создаёт всю линейку Merida. Фото: Джеймс Винсент.
Вдохновление цветом. Фото: Джеймс Винсент.
Вдохновление цветом. Фото: Джеймс Винсент.
В центре всего лишь 14 сотрудников, казалось бы, очень мало для такого большого дела. Фото: Джеймс Винсент.
В центре всего лишь 14 сотрудников, казалось бы, очень мало для такого большого дела. Фото: Джеймс Винсент.

Но когда Вы слышите «Merida», Вы вряд-ли думаете об отделе разработке в Штутгарте. Расположенный в Магштадте, в получасе езды от центра Штутгарта, этот центр – источник всех конструкторских, дизайнерских и инженерных решений, место где происходят создание и заводские испытания каждой модели Merida. От ультрасовременного аэробайка Reacto, до новейшего двухподвеса One-Forty, любая идея для рамы, каждый штрих графики, каждый элемент подвески – всё рождается именно здесь.

Компьютерные игры. Фото: Джеймс Винсент.
Компьютерные игры. Фото: Джеймс Винсент.
Штутгарт – родина самых знаменитых производителей автомобилей, ещё один способ поискать вдохновения для дизайнера. Фото: Джеймс Винсент.
Штутгарт – родина самых знаменитых производителей автомобилей, ещё один способ поискать вдохновения для дизайнера. Фото: Джеймс Винсент.
Дизайн, который будет оценён по заслугам, требует много сил и времени. Фото: Джеймс Винсент.
Дизайн, который будет оценён по заслугам, требует много сил и времени. Фото: Джеймс Винсент.

Сочетание немецкой конструкции с тайваньским производством для кого-то станет сюрпризом, но Merida делает так уже 16 лет. Давным-давно, в 2001 году, Merida передала своему немецкому дистрибьютеру Merida & Centurion Germany GmbH все задачи по разработке собственных велосипедов. С тех пор, долгое время, ответственным за всю линейку был один человек по имени Юрген Фальке.

В погоне за лидерством.

Доля бренда на Merida на мировом рынке под руководством Фальке существенно возросла, особенно на рынке хай-энд велосипедов. Вы не могли не заметить расширение линейки в сторону карбоновых двухподвесов, появление суперлёгких хардтейлов, запредельных шоссейных гоночных велосипедов – всё это было создано усилиями тех, в чьих руках оказалась задача развития бренда. Основной курс компании остался неизменным – производство велосипедов для множества крупных марок, но собственная марка Merida больше не считается побочным бизнесом.

Чтобы это стало возможным, Merida официально открыла в 2014 году научно-исследовательский центр и отдел разработки, как специальное подразделение Merida & Centurion Germany, который финансируется и тесно взаимодействует с Merida Taiwan.

Покрытый золотом байк Scultura для Винченцо Нибали. Фото: Джеймс Винсент.
Покрытый золотом байк Scultura для Винченцо Нибали. Фото: Джеймс Винсент.
Рама обёрнута золотыми листьями, в честь 100-летнего юбилея Giro d’Italia. Фото: Джеймс Винсент.
Рама обёрнута золотыми листьями, в честь 100-летнего юбилея Giro d’Italia. Фото: Джеймс Винсент.

Для такой огромной велосипедной компании, отдел разработки кажется очень маленьким. В новом офисе всего 14 человек, в том числе Фальке, который теперь генеральный директор отдела. Нашу экскурсию принимают руководитель продакт-менеджмента Рейнальдо (Рей) Иллаган и главный инженер по рамам Роман Брейг.

Рейнальдо (Рей) Иллаган – глава отдела разработки. Он делает таблицы на компьютере. Фото: Джеймс Винсент.
Рейнальдо (Рей) Иллаган – глава отдела разработки. Он делает таблицы на компьютере. Фото: Джеймс Винсент.

Рей объясняет: «отдел разработки понимает, что репутация Merida далека от бренда, находящегося на вершине технологий. Merida всегда догоняла лидеров рынка, мы не были лидерами, но всегда видели новые тренды, всегда использовали хорошие технические решения, всегда делали отличные, качественные байки. Теперь пришло время самим стать лидером».

Роман Брейг, главный инженер по рамам, рассказывает о совместной работе с Реем в течение всего процесса разработки. Фото: Джеймс Винсент.
Роман Брейг, главный инженер по рамам, рассказывает о совместной работе с Реем в течение всего процесса разработки. Фото: Джеймс Винсент.

В доказательство коренных изменений в Merida, взгляните на некоторые новинки, выпущенные в последние годы. Например модель Big Nine с рамой весом менее 900 граммов. Или на One-Sixty, эндуро-байк, собравший множество восторженных отзывов с самого его появления. Оба они созданы в стенах нового центра разработки.

Вы когда-нибудь задумывались, из чего состоит карбоновая рама? Теперь Вы знаете. Фото: Джеймс Винсент.
Вы когда-нибудь задумывались, из чего состоит карбоновая рама? Теперь Вы знаете. Фото: Джеймс Винсент.

После нескольких кусов пиццы на ланче с глобальным маркетингом, Рей ведёт нас познакомиться с офисом разработки. Он показывает нам ранние эскизы, CAD-рендеры, напечатанные на 3D-принтере модели полноподвесочных рам. Здесь же находится и тестовая лаборатория, где рамы проходят самые разные проверки: на жёсткость рулевой трубы и картеточного узла, на соответствие геометрии. Мы видим двухосевой зажим с лазером, которым проверяется геометрия рамы и положение узлов подвески. Этот стенд используется для оценки финальных прототипов, когда команда разработки хочет убедиться, что всё идеально, прежде чем дать зелёный свет массовому производству.

Компания с центром разработки в Германии, Merida любит разные проверки. Фото: Джеймс Винсент.
Компания с центром разработки в Германии, Merida любит разные проверки. Фото: Джеймс Винсент.
Лазер! Фото: Джеймс Винсент.
Лазер! Фото: Джеймс Винсент.
Лазерная установка используется для позиционирования узлов рамы, таких как оси подвески, кареточный узел и задняя втулка, чтобы иметь точные данные о геометрии и кинематике подвески. Фото: Джеймс Винсент.
Лазерная установка используется для позиционирования узлов рамы, таких как оси подвески, кареточный узел и задняя втулка, чтобы иметь точные данные о геометрии и кинематике подвески. Фото: Джеймс Винсент.

Рей объясняет: «тестирование проходит на двух уровнях. Первый из них – стресс-тест на фабрике в Азии, где каждая рама подвергается очень жёстким нагрузкам, для определения предела прочности каждой детали, для соответствия стандартам безопасности. Второй уровень – независимое тестирование сторонней компанией здесь, в Штутгарте, которая проверяет и сертифицирует каждую раму. Сказать, что мы очень привередливые – было бы преуменьшением».

Прототип рамы в зажимах испытательного стенда. Фото: Джеймс Винсент.
Прототип рамы в зажимах испытательного стенда. Фото: Джеймс Винсент.
Измерение флекса рулевой трубы. Фото: Джеймс Винсент.
Измерение флекса рулевой трубы. Фото: Джеймс Винсент.
И положения кареточного узла. Фото: Джеймс Винсент.
И положения кареточного узла. Фото: Джеймс Винсент.

Рождение Байка.

Рей и Роман рассказывают нам о сроках, необходимых для создания One-Sixty и One-Forty, как тесты и оценки повлияли на эти сроки. Так например, проект One-Sixty был начат в январе 2015 года, и потребовал 18 месяцев непрерывной работы прежде, чем был завершен. Разработка началась с обсуждения за круглым столом в центре разработки, где договорились о том, каким должен быть байк и как он должен выглядеть. Размер колёс, ширина резины, ход задней и передней подвески, кинематика, геометрия, конструкция рамы – на этой встрече обсуждалось всё. Это методичный подход, где все решения собираются в один документ, который в свою очередь даёт понять направление работы – роль и ответственность каждого члена команды, с привязкой к элементам конструкции и прозрачными направлениями коммуникации.

One-Forty, 18 месяцев разделили первую встречу и тесты серийного байка на трейлах в окрестностях Штутгарта. Фото: Джеймс Винсент.
One-Forty, 18 месяцев разделили первую встречу и тесты серийного байка на трейлах в окрестностях Штутгарта. Фото: Джеймс Винсент.
Первые наброски – свобода креатива. Фото: Джеймс Винсент.
Первые наброски – свобода креатива. Фото: Джеймс Винсент.
Каждый экскиз – всё ближе и ближе к финальной продукции. Фото: Джеймс Винсент.
Каждый экскиз – всё ближе и ближе к финальной продукции. Фото: Джеймс Винсент.
Это не просто то, чего хочет конструктор. Сроки производства, цена и ограничения поставщиков оборудования и материалов также должны учитываться. Фото: Джеймс Винсент.
Это не просто то, чего хочет конструктор. Сроки производства, цена и ограничения поставщиков оборудования и материалов также должны учитываться. Фото: Джеймс Винсент.

Как только все параметры были согласованы, Роман начал взаимодействие с Fox и Rock Shox для утверждения таких моментов как рычажность подвески и кривые сжатия, чтобы понять, какие заводские варианты амортизатора будут соответствовать новой раме.

Это была и возможность разобраться, над чем производители подвески работают и что ждёт рынок компонентов в ближайшие несколько лет, как это применить в новой раме. И в этот раз такая возможность сыграла на руку – новый метрический стандарт и крепление Trunion (в линк) нашли своё место в новых рамах.

Потом были обсуждения компонентов с их производителями, такими как Shimano и Sram. Например, при разработке One Forty, группа GX Eagle заняла ключевое место в новом баке. Для того, чтобы соответствовать огромному диапазону кассеты 10-50, Merida изменила кинематику подвески под звезду 32 зуба, хотя изначально планировалась установка звезды 30t.

Первая 3D-модель, поступившая с азиатской фабрики Merida, так дизайн обретает физическую форму. Фото: Джеймс Винсент.
Первая 3D-модель, поступившая с азиатской фабрики Merida, так дизайн обретает физическую форму. Фото: Джеймс Винсент.
3D-модель помогает увидеть многое. Так например, клиренс покрышки – если есть проблема, она сразу будет заметна. Фото: Джеймс Винсент.
3D-модель помогает увидеть многое. Так например, клиренс покрышки – если есть проблема, она сразу будет заметна. Фото: Джеймс Винсент.
Каждая модель изготавливается и доставляется приблизительно за три недели. Волнение конструкторов в ожидании модели вполне можно понять. Фото: Джеймс Винсент.
Каждая модель изготавливается и доставляется приблизительно за три недели. Волнение конструкторов в ожидании модели вполне можно понять. Фото: Джеймс Винсент.

Дизайнеры и инженеры получили много новых возможностей. Скетчи и ранние чертежи переносятся в CAD-файлы, которые отсылаются на тайваньскую фабрику. Файлы используются для создания 3D-моделей рамы, которые в течение трёх недель доставляются обратно, в отдел разработки в Германии. Как только модель оказывается в руках разработчиков, настаёт время убедиться, что все решения, начиная от кинематики подвески, заканчивая совместимостью с выбранными компонентами, работают. Получив одобрение от всей команды, фабрика начинает изготовление прототипа «в металле», на основе которого будет собран байк для реальных тестов на трейлах.

Это первый 3D-прототип байка One-Sixty. Фото: Джеймс Винсент.
Это первый 3D-прототип байка One-Sixty. Фото: Джеймс Винсент.

Меньше поваров – вкуснее суп.

У Merida огромный производственный опыт, который даёт огромное количество давно внедрённых передовых технологий. Это одна из причин, почему для разработки потребовался достаточно короткий период. 18 месяцев, от первой встречи до начала производства One-Sixty. Для другого бренда, этот период мог бы быть в два раза больше. Другая причина – команда разработчиков невелика, по сравнению с гигантами вроде Trek или Specialized. И для того, чтобы внести какие-нибудь изменения в конструкцию, Рею не требовалось преодолевать сопротивление большой команды, что в свою очередь сократило на порядок количество задержек в разработке. Это похоже на огромный океанский лайнер, которым управляет небольшой слаженный экипаж.

Графический дизайнер готовится представить свою работу на реальном байке. Фото: Джеймс Винсент.
Графический дизайнер готовится представить свою работу на реальном байке. Фото: Джеймс Винсент.
Как только графика попадает на байк, находится идея получше, с учётом того как байк будет выглядеть под разными углами и с разным освещением. Фото: Джеймс Винсент.
Как только графика попадает на байк, находится идея получше, с учётом того как байк будет выглядеть под разными углами и с разным освещением. Фото: Джеймс Винсент.

Рей говорит, что главное испытание – коммуникации между немецким офисом и Тайванем. Языковой барьер и часовые пояса делают их неким искусством. Но здесь приходит на помощь немецкая пунктуальность во всем. Чёткое управление каждым этапом разработки, где все основные моменты утверждены в самом начале и все изменения аккуратно зафиксированы. Учёт всего, что только можно учитывать и запись всего, что можно записать, позволяют преодолевать барьеры меду странами и культурами.

Прототип 2018 Merida One-Forty. Фото: Джеймс Винсент.
Прототип 2018 Merida One-Forty. Фото: Джеймс Винсент.
Основанный на платформе One-Sixty, One-Forty – трейловый байк с подвеской 140мм и резиной 27.5×2.6. Фото: Джеймс Винсент.
Основанный на платформе One-Sixty, One-Forty – трейловый байк с подвеской 140мм и резиной 27.5×2.6. Фото: Джеймс Винсент.

Пример того, как Рей влияет на процесс разработки, можно найти в отсутствии на новых байках функции удалённой блокировки подвески, которую предлагают многие европейские марки. Рей не любитель удалённых блокировок. Он считает, что они портят эстетику байка, и за исключением гоночных кросскантрийных моделей, лишь усложняют и увеличивают стоимость велосипеда. И в конце концов, если велосипед правильно спроектирован изначально, ему не нужны все эти костыли от плохих характеристик «на педалях».

18 месяцев от «Начали!» до «Всё…» - One-Forty. Очень недолго для такой большой компании. Фото: Джеймс Винсент.
18 месяцев от «Начали!» до «Всё…» – One-Forty. Очень недолго для такой большой компании. Фото: Джеймс Винсент.

Влияние Рея чувствуется во всей линейке, например выбор толстых покрышек для One-Forty. Каждая модель поставляется с покрышками 2.6 дюйма, Maxxis Minion DHR II спереди и Rekon сзади. Многие бренды (и особенно европейские) стремятся сделать свои 140-миллиметровые байки максимально легкими, но Рей против: это в первую очередь трейловый велосипед, катание на котором должно быть весёлым, приятным и уверенным.

Мастерская в подвале хранит множество секретов. Фото: Джеймс Винсент.
Мастерская в подвале хранит множество секретов. Фото: Джеймс Винсент.
Карбоновый One-Sixty 2018 готов к тестам. Фото: Джеймс Винсент.
Карбоновый One-Sixty 2018 готов к тестам. Фото: Джеймс Винсент.

После рассказа о разработке, Рей ведёт нас в в подвал, где у отдела разработки есть своя мастерская, в которой прототипы и пре-продакшн байки оснащаются всем необходимым перед тестовыми выездами. Неокрашенные трубы прототипов выглядят грубо. Вместо более дорогих кованных деталей на них стоят фрезерованные узлы: крепления амортизаторов, линки подвески, дропауты. Многие трубы явно взяты из отходов производства. Рей рассказывает, что эти рамы имеют ограниченный срок службы, подшипники подвески быстро приходят в негодность. Однако, главная задача этих рам – показать эффективность принятых решений в части геометрии и производительности подвески, а долговечность не является главной задачей.

Обычный верстак. Фото: Джеймс Винсент.
Обычный верстак. Фото: Джеймс Винсент.
Стеллажи и полки, запчасти и компоненты. Фото: Джеймс Винсент.
Стеллажи и полки, запчасти и компоненты. Фото: Джеймс Винсент.
Тестовые задние амортизаторы. Фото: Джеймс Винсент.
Тестовые задние амортизаторы. Фото: Джеймс Винсент.

За несколькими прототипами, которые нас попросили не снимать, находятся ряды полок с самыми разными компонентами: трансмиссией, вилками, амортизаторами, покрышками, рулями и электронными компонентами для системы электропривода Shimano STEPS.

Тестовые вилки, тормоза, шатуны и куча компонентов Shimano STEPS. Фото: Джеймс Винсент.
Тестовые вилки, тормоза, шатуны и куча компонентов Shimano STEPS. Фото: Джеймс Винсент.
Моторы Shimano STEPS с пылью от тестов. Фото: Джеймс Винсент.
Моторы Shimano STEPS с пылью от тестов. Фото: Джеймс Винсент.

Как только мы увидели коробку с использованными моторами, мы конечно же решили поговорить о 160-миллиметровом e-MTB, E160, который превзошёл все ожидания компании и стал одним из самых популярных байков для ранее консервативного бренда Merida.

Конечно, One-Sixty это прекрасный байк и он отлично справляется со своей задачей, но Рей говорит, что Merida на данный момент продает в 10 раз больше Е160. Но это не означает, что One-Sixty не популярен. Просто рынок e-байков только начал развиваться, и все игроки начали производство приблизительно в одно время. Для покупателей электровелосипедов история бренда не так важна, и проверенной годами репутации на рынке е-байков ни у кого ещё нет. Для Merida это на руку, новые покупатели подходят к выбору марки с незамутнённым взглядом.

Иногда включается креатив. Фото: Джеймс Винсент.
Иногда включается креатив. Фото: Джеймс Винсент.
Merida перестаёт быть преследователем для других марок. Ждите серьёзных новостей. Фото: Джеймс Винсент.
Merida перестаёт быть преследователем для других марок. Ждите серьёзных новостей. Фото: Джеймс Винсент.

Однако, после всего что мы увидели во время экскурсии, наше внимание нацелено на обычные, не электрические велосипеды Merida. Да, у большого количества велосипедистов Merida ассоциируется с велосипедами начального уровня и массовыми моделями. Но есть и те, для кого бренд открывается в новом свете. И маленькая команда из Штутгарта делает всё, для того, чтобы эти перемены настали.

Готовый продукт: Merida One-Forty 2018. Фото: Джеймс Винсент.
Готовый продукт: Merida One-Forty 2018. Фото: Джеймс Винсент.

В завершение нашей экскурсии в отдел разработки, мы садимся в микроавтобус и едем за Реем на местный спот, чтобы попробовать новый One-Forty в деле. Находящийся в линейке перед One-Sixty, этот байк оснащён подвеской с ходом 140 миллиметров и колёсами диаметром 27.5 дюймов. Он во многом похож на One-Sixty: рама, подвеска Flozt Link. Каким этот байк оказался в деле, Вы можете прочитать тут.

После экскурсии по фабрике, нам предоставилась возможность поучаствовать в эксклюзивном тест-райде Merida One-Forty 2018 Фото: Джеймс Винсент.
После экскурсии по фабрике, нам предоставилась возможность поучаствовать в эксклюзивном тест-райде Merida One-Forty 2018 Фото: Джеймс Винсент.

© Singletrackworld MagazineWil Barrett

Поделиться